|
|
Василий Григорьевич Перов
|
|
Василий Григорьевич Перов - живописец, один из родоначальников жанровой картины
(1834, 23 декабря, Тобольск - 29 мая, 1882, село Кузьминки близ Москвы)
"Постоянное стремление к жизненной правде, полная мучительных сомнений, трудная внутренняя ломка, иногда тяжелое разочарование не покидало Перова до последнего времени. В этом заключается тайна обаяния,
которое имел он..."
(Ботин Б.Н.)
Хмурый зимний ландшафт, тощая, понурая лошаденка, с трудом вытягивающая на пригорок тяжелые сани, придавленная несчастьем крестьянка, дети, с двух сторон прижавшиеся к грубо сколоченному гробу...
С детства запоминается этот образ беспросветного народного горя, с огромной, обобщающей силой воплощенный в картине В.Г.Перова «Проводы покойника» (Государственная Третьяковская Галерея). Полотно написано в 1865 г., в эпоху подъема демократического движения в России.
Одним из первых среди русских художников Перов воспринял эстетику революционных демократов Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова, выдвинувших перед искусством задачу общественного служения, обосновавших его право на вынесение «приговора жизни».
Перов стал одним из основоположников «обличительного жанра» в живописи, крупнейшим мастером критического реализма. Произошло это не случайно.
Родился Перов в Тобольске в семье провинциального прокурора, человека либерального и свободомыслящего. Будучи добрачным ребенком барона Г.К. фон Кридинера, получил фамилию своего крестного отца - Васильев, позже художник переменил ее на прозвище, данное в детстве за успехи в чистописании. Учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества у М.И.Скотти и С.К.Зарянко.
18-летним юношей он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и демократическая атмосфера этого учебного заведения окончательно сформировала художественные взгляды и общественную позицию молодого живописца.
С едким сарказмом бичует он безнравственность и ханжество духовенства в своих ранних произведениях «Сельский крестный ход на пасхе» (1861) и «Чаепитие в Мытищах» (1862).
Горячее сочувствие «униженным и оскорбленным», протест против уродства современной жизни определили замысел таких картин, как «Последний кабак у заставы» (1868), «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду», 1866).
Жизнь детей, крестьянских и городских, уделом которых были голод, холод, нищета и непосильный труд, интересовала Перова на протяжении всего творчества. Эта картина - одна из самых известных работ, посвященных детской теме. Главное внимание художника обращено на изображение детей, их образы написаны любовно и бережно.
Известно, что, работая над эскизами к «Тройке», Перов, пытаясь вызвать у зрителей чувство жалости к бедным детям, подчеркивал в них черты уродливости и крайнего истощения.
Но позже отказался от этой идеи и пошел по пути поэтизации образов, придав им черты миловидности и выражение страдания.
В картине «Утопленница» (1867) скупыми живописными средствами и точно найденным композиционным решением художник придал заурядному эпизоду из «полицейской хроники» характер высокой человеческой трагедии. В 1870-е художник создал галерею портретов современников, деятелей передовой русской культуры, отличающихся глубокой психологической выразительностью образов.
Пронзительно-проницательными глазами всматривается в мир драматург А.Н.Островский (1871). Мучительны раздумья о жизни, о человеческом страдании писателя Ф.М.Достоевского (1872). В этом портрете художник создал образ русского интеллигента, «общественной совести» своего времени. Были среди работ художника и жанровые сценки, герои которых ловят птиц, охотятся, рассказывают друг другу байки («Птицелов», 1870).
В последние годы Перов обратился к исторической теме: он задумал триптих о Емельяне Пугачеве, обдумывал сюжеты из Евангелия и русского фольклора. Многим планам художника не суждено было сбыться. Перов умер в 1882 году от скоротечной чахотки.
Все перечисленные картины Перова хранятся в Москве, в Третьяковской галерее.
Творчество Перова оставило глубокий след в истории русского искусства. Тема народных страданий, искусство реалистического психологического портрета развивались современниками и последователями Перова, членами Товарищества передвижных художественных выставок, одним из основателей и руководителей которого был Перов.
См. также:
1. Статья Владимира Леняшина. Василий Григорьевич Перов »
2 стр. »
2. Статья Вадима Ольшевского. Творчество Василия Перова »
2 стр. »
3 стр. »
4 стр. »
3. Статья Владимира Обухова. Перов - Тургенев русской живописи »
2 стр. »
3 стр. »
4 стр. »
5 стр. »
6 стр. »
7 стр. »
8 стр. »
9 стр. »
10 стр. »
11 стр. »
12 стр. »
13 стр. »
14 стр. »
15 стр. »
16 стр. »
17 стр. »
18 стр. »
4. Статья Надежды Шер. Василий Григорьевич Перов »
2 стр. »
3 стр. »
4 стр. »
5 стр. »
6 стр. »
7 стр. »
8 стр. »
9 стр. »
10 стр. »
11 стр. »
12 стр. »
13 стр. »
14 стр. »
15 стр. »
16 стр. »
17 стр. »
18 стр. »
19 стр. »
20 стр. »
21 стр. »
5. Статья В.Скляренко о творчестве Василия Перова »
2 стр. »
3 стр. »
Василий Перов - подборка известных картин.
Количество представленных произведений зависит от значимости художника. От 3-4 картин у хороших до 20 картин у великих гениев.
Для просмотра крупного изображения, кликните по маленькой картине. Изображение откроется в новом окне.
Тройка. Ученики мастеровые везут воду, 1866 |
Охотники на привале, 1871
|
Птицелов, 1870
|
Сельский крестный ход на Пасхе, 1861 |
Старики-родители на могиле сына |
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, 1862 |
Портрет писателя Достоевского, 1872 |
Гитарист-бобыль, 1865
|
|