|
|
Василий Максимович Максимов
|
|
Василий Максимович Максимов - живописец, мастер бытового жанра
(1844, 17 января, деревня Лопино Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии - 18 ноября, 1911, Санкт-Петербург)
"Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс. Я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя".
(Максимов В.М.)
Родился в крестьянской семье в деревне Лопино Новгородской губернии. В 1855 году приехал в Петербург, где до 1862 года учился в иконописных мастерских. Через год поступил вольнослушателем в Академию Художеств.
В 1864 году за картину «Больное дитя» художник был награжден золотой медалью. Отказавшись от конкурса на Большую золотую медаль и заграничной поездки, Максимов в 1866 году покинул стены Академии Художеств со званием художника 3-й степени и отправился, по его словам, изучать «Россию и бедную русскую деревню».
Через год он представил на выставке Общества поощрения художеств работу «Бабушкины сказки», получившую премию и купленную Третьяковым для картинной галереи. В 1872 году Максимов стал членом Товарищества передвижных выставок, а в 1878 году получил звание академика.
Знаток и бытописатель народной жизни, Максимов много лет прожил в деревне, где создал лучшие свои картины: «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875), «Семейный раздел» (1876), «Заем хлеба» (1879), «Больной муж» (1881), «Бедный ужин» (1879).
Изображая крестьянский быт и уклад, художник был нацелен на показ положительных начал деревенской жизни, на показ крестьянства как воплощение лучших качеств русского народа.
Картина «Все в прошлом» (1889) не вписывается в ряд центральных полотен художника. Продолжая мотив тургеневского вымирающего «дворянского гнезда», она проникнута ностальгией по ушедшим временам. Старое поместье с заколоченным барским домом.
Его бывшая владелица поживает дни в маленьком крестьянском домике в обществе своей компаньонки - старой унылой крестьянки. Величественная фигура дамы, отдыхающей в кресле, перекликается с обликом усадьбы: их жизнь в прошлом, впереди - бедная безрадостная старость для одной, упадок и обветшание - для другого.
Последние годы жизни Максимова оказались полны горькой нужды и лишений: актуальность искусства передвижников прошла, на смену ему пришли новые направления.
Но художник упорно продолжал писал сюжеты из крестьянского быта, а незадолго до смерти начал картину «Прошеное воскресенье», которую не закончил.
Максимов почти не находил заказчиков, сильно бедствовал. Нужда и болезни свели художника в могилу.
Василий Максимов - известные картины.
Количество представленных произведений зависит от значимости художника. От 3-4 картин у хороших до 20 картин у великих гениев.
Для просмотра крупного изображения, кликните по маленькой картине. Изображение откроется в новом окне.
Больной муж, 1881 |
Всё в прошлом, 1889 |
Мальчик-механик, 1871 |
Аукцион за недоимки, 1880-1881
|
Приход колдуна на крестьянскую свадьбу, 1875 |
Семейный раздел, 1876
|
|