Передвижники в 1900-1910-х годах. Новые трудности
Изучение деятельности Товарищества передвижных художественных выставок в 1900-1910-х годах связано с большими трудностями. Произведения, созданные передвижниками в эти десятилетия, редко попадали в основанную Третьяковым галерею национального искусства. Многие из них бесследно исчезли. Сохранившиеся оказались распыленными по небольшим периферийным музеям, в частности этнографическим. Отчасти это объяснялось тем, что в этот период среди многих русских художников, особенно молодых, возникло стремление выйти из рамок передвижнического движения на иные пути. В то же время художники, не входившие в Товарищество, создавали свои группировки. Все это сопровождалось появлением в отечественном искусстве ряда течений, различных по своим идейным и творческим установкам.
Если в 60-70-е годы противостояли друг другу передвижники и Академия, то теперь эти границы в какой-то мере стерлись. Новый водораздел образовался между передвижниками и художниками, объединившимися вокруг журнала «Мир искусства», и другими творческими объединениями. Начиная с 1912 года в России наступает новый общественный подъем, принимающий все более общенародный характер вплоть до 1914 года - до начала первой мировой войны. В связи с основными общественно-историческими этапами следует рассматривать и деятельность передвижников.
Революционное движение пролетариата, вооруженное бредовой теорией марксизма и возглавленное таким кровавым мясником революции, как В.И.Ленин, оказало крайне ужасающее воздействие на широкие общественные круги, в том числе и на художественную интеллигенцию, в среде которой происходят в этот период острые идейные размежевания. Достаточно четко эти размежевания определились уже в конце 1890-х и в начале 1900-х годов.
В своей борьбе против чуждых им влияний передвижники понесли ряд поражений. Тяжелым ударом был выход в 1901 году из Товарищества целой группы блестяще одаренных молодых художников, которые в 1890-х годах внесли значительный вклад в развитие русского искусства (В.Серов, С.Иванов, М.Нестеров, С.Виноградов, А.Архипов, Ап.Васнецов и ряд других).
Уже в течение предшествовавших лет отношения с частью молодежи были сложными. «Старая гвардия» хорошо понимала, что должна прийти полноценная смена, иначе Товарищество обречено на умирание. Но, дорожа этой молодежью, передвижники-«коренники» все же усматривали в творчестве ряда членов и экспонентов некоторые чуждые им черты, главным образом связанные с влияниями модернизма различных оттенков. О наличии этого влияния на молодежь недвусмысленно говорила и печать и переписка художников.
Происшедший разрыв с частью молодежи был воспринят старыми передвижниками очень тяжело. Созданный группой младших передвижников после выхода их из Товарищества Союз русских художников не был монолитен по своему составу. Вопреки организационному разрыву с Товариществом прогрессивная часть Союза, как и передвижники, продолжала в новых исторических условиях дело мастеров демократического реализма предшествующих десятилетий. Попытка провести принципиальную, качественную грань между лучшими работами, например, С.Коровина или С.Иванова и лучшими работами их бывших сотоварищей была бы обречена на неудачу. Б. В. Иогансон вспоминает: «Открытие выставки Союза художников являлось большим московским праздником. Необыкновенно было интересно,
с какими новыми вещами выступят Юон, Архипов, Малютин, Серов, Туржанский, Петровичев и многие другие». Особенно значителен вклад в русское искусство, сделанный Серовым, продолжившим свою замечательную портретную галерею, и С. Ивановым, создавшим цикл, посвященный событиям 1905 года.
Силы передвижников были поколеблены также рядом других потерь. Еще в 1887 году умер Крамской. В 1898 году Товарищество потеряло Ярошенко, фактически несшего на себе всю тяжесть руководства организацией, и Шишкина. Тяжелой утратой была смерть Левитана, прошедшего с передвижниками весь свой творческий путь. Несмотря на все это, Товарищество нашло в себе достаточно сил, чтобы плодотворно продолжать деятельность, развивая ее в нескольких направлениях.
С Товариществом остались почти все старые передвижники-«коренники»: Г.Мясоедов, В.Маковский, В.Поленов, К.Савицкий, А.Беггров и ряд других. Особенно важно то, что с Товариществом пошли Репин и Суриков. Кроме того, далеко не все художники, вступившие в Товарищество в конце 1880-1890-х годов, порвали с ним. Остались Н.Касаткин (один из наиболее значительных русских мастеров конца XIX - начала XX века), А.Степанов, Н.Дубовской и В.Бакшеев (на плечи которых фактически легло руководство Товариществом), Н.Орлов, А.Корин, Н.Кузнецов и ряд других.
Наконец, и это необходимо подчеркнуть, в годы общественного подъема накануне революции 1905 года Товарищество испытывало приток свежих, молодых сил. Количество экспонентов на рубеже XX века росло с каждым годом, достигнув к 1905 году пятьдесят человек. В Товарищество пришли Лукиан Попов, В.К.Бялыницкий-Бируля, С.Г.Никифоров, А.В.Маковский и другие.
В конечном итоге Товарищество в 1900-1907 годах объединяло широкий круг художников-жанристов, мастеров портрета и пейзажа, твердо стоявших на позициях демократического реалистического искусства.
Большой победой Товарищества было новое сближение с ним Репина. Оно было обусловлено тем же обострением борьбы, теми же процессами идейного и творческого размежевания. Репин занял чрезвычайно активную позицию в идейных боях 1900-1907 годов. Как художник - своими произведениями, как публицист - своими страстными полемическими выступлениями в печати, как профессор Академии художеств - всеми средствами боролся он в эти годы, отстаивая идею преемственности лучших достижений классического искусства и необходимость создавать картины, связанные с задачами современной жизни.
Знаменательно, что в этот период началась дружба Репина и Горького, а также появились статьи Стасова, приветствовавшие Горького. Сбылось и предсказание Стасова о том, что от Репина еще можно ждать шедевров. Таким шедевром явилась картина «Заседание Государственного совета» и цикл этюдов к ней. Репин создал произведение широкого охвата, разоблачающее бюрократический строй царской России. Портреты написаны с великолепным мастерством, им присуща острая социальная и психологическая характеристика. Как оценила их передовая общественная мысль, можно судить по письмам и отчасти статьям Стасова («Новая картина Репина», 1903). В статьях Стасов был связан цензурой, но в письмах он открыто подчеркивал именно обличительную силу этого монументального коллективного портрета.
Показательно также, что в связи с «Заседанием Государственного совета» Стасов предлагал Репину написать картину, ставящую противоположную задачу, - показать «Освобождающуюся Русь».
Будучи особенно близким к Горькому в эту годы, Репин создал также цикл работ, непосредственно посвященных революции 1905 года и исполненных чувства негодования против ее душителей («Красные похороны», «Разгон демонстрации», «Царская виселица» и другие). Еще раньше начал Репин работу по иллюстрированию произведений Горького, к которой он привлек и своих учеников.
Надо подчеркнуть положительное значение педагогической деятельности Репина и других передвижников в Академии художеств. Правда, в свое время в среде самих передвижников возникли серьезные споры в связи с вопросом о работе в Академии. Но история показала, что вступление в Академию Репина, Вл. Маковского, Шишкина и других было прогрессивным.
продолжение...
|