Передвижники в 1900-1910-х годах. Новые трудности
Ряд своих картин Попов, как и С.Иванов и Н.Орлов, посвящает переселенческому движению. Картины эти основаны на широких жизненных наблюдениях. В детстве и юности будущий художник неоднократно видел в родном краю привалы переселенцев. Наиболее значительна из этой серии картина «Ходоки» (1904).
Подобно тому, как Касаткин в шахтерской серии создал образы передовых промышленных рабочих, типичных для империалистической России с развитым рабочим движением, «Ходоки» Попова и другие его крестьянские образы типичны для лучших людей деревни накануне революции 1905 года - на них не лежит уже печать крепостного рабства.
В.И.Ленин указывал на огромную важность революционизирования передовой части крестьянства, шедшей за пролетариатом. Эти революционные сдвиги в деревне в той или иной мере отражены передовыми художниками 1900-х годов.
Наиболее глубоко отразил их в своем творчестве Лукиан Попов. Он настойчиво стремился осмыслить новые черты жизни крестьянства. Особенный интерес представляет серия картин Л.Попова, посвященная непосредственно революционному движению в деревне. Художник неоднократно бывал в деревнях и селах Приуральского края, видел воочию сцены, подобные тем, которые запечатлены в его произведениях, знал и любил изображенных в его картинах людей. В картине, обозначенной в каталоге XXXIV Передвижной выставки «К закату» (1906), художник изображает крестьян, вдумчиво, с неотрывным вниманием слушающих политического агитатора (автор так и называл картину - «Агитатор»).
Не соизмеряя, разумеется, степень дарования и мастерства Попова и Репина, следует сказать, что сопоставление «Ареста пропагандиста» с этой картиной помогает уяснить глубокие изменения, происшедшие в мировоззрении трудового крестьянства.
Особенно интересна картина Попова, которая на XXXV выставке Товарищества, в 1907 году в Петербурге, была показана (в связи с цензурными условиями) под названием «В деревне». В открытке, выпущенной в те же годы, ее название другое, гораздо более отвечающее общему ее духу, а именно - «Вставай, подымайся!». На картине непосредственно изображается момент восстания в деревне. Во главе революционного шествия - крестьянин, молодой вожак, внешне напоминающий молодого рабочего. Характеристика юноши революционера, та роль знаменосца, которую ему отводит художник, заставляет также вспомнить Павла из романа Горького «Мать».
Л.Попов правильно отразил настроение революционного протеста, политической активности бедняцких крестьянских масс. В картине ярко и образно выражена идея единения и совместной борьбы трудового крестьянства под руководством революционного пролетариата. К лучшим произведениям этого круга относится и картина «К закату», или, как назвал ее сам художник, «Агитатор». В «Ходоках» и в последующих картинах уже определились своеобразные особенности творческой индивидуальности Попова. В противоположность своему учителю В.Маковскому он совершенно равнодушен к собственно бытовым деталям, - внимание его сосредоточено только на людях. Лучшим его образам присуща подлинная монументальность.
Выразительные, пластичные объёмы фигур трактуются чаще всего обобщенными массами, вполне сохраняющими, однако, жизненную конкретность. На светлых фонах они выступают с почти скульптурной четкостью. Весь строй картин, выражение лиц персонажей - все это вызывает ощущение важности происходящего. Попов предпочитает поясной срез фигур, приближающий их к зрителю. Многие из действующих лиц крестьянской серии портретны, и это усиливает впечатление жизненной достоверности. Попов, как и Касаткин, следовал лучшим традициям русских жанристов: он ежегодно на длительные сроки выезжал в деревню, с жителями которой он был хорошо знаком.
Благодаря подлинному знанию художником жизни современной деревни те черты нового, которые присущи его крестьянским образам, приобретают особенную убедительность. Своеобразно в ряде случаев и цветовое решение картин Попова. В противоположность темной, по преимуществу в шахтерском цикле картин, красочной гамме работ Касаткина многие картины Попова написаны в звонкой гамме, как, например, «Вставай, подымайся!», где в мажорной красочности - в пламенеющем алом цвете косоворотки юного вожака, в чистой синеве неба - звучат ликующие ноты, отвечающие общему духу картины. Однако гармоничнее по колориту те работы Попова, где он добивается более сдержанного тонального решения.
Большое место в творчестве Попова занимают и произведения, посвященные изображению передовой интеллигенции, в частности художников. В сложившуюся традицию изображения быта и морального облика художника-разночинца (К.Костанди, В.Маковский, ряд картин А.Корина, В.Мешкова и других) Попов вносит новые, исторически достоверные черты - он показывает художников в их отношениях к происходящему в стране революционному подъему («Товарищи», 1907, и другие). В работах Попова, посвященных интеллигенции, наличествует почти всегда мотив дружеской беседы, а часто и спора. Мотив идейного спора, связанный с решением кардинальных вопросов - о судьбах русского народа и России, - можно найтц в русском искусстве и раньше: в творчестве Перова, Репина, Мясоедова, Ярошенко, Богданова и ряда других. Показательно в этом смысле название одной из картин Попова - «Где же истина?», а также картины М.Малышева - «Что делать?».
Часть работ этого круга говорит о прямом участии интеллигенции в революционных боях - бок о бок с рабочими: Важность произведений на подобные темы, в которых продолжаются традиции революционных циклов Репина, Ярошенко и других, их значительность вряд ли требует доказательств. К этому кругу принадлежит и картина Попова «Социалисты» (1908), изображающая нелегальное собрание, в котором участвуют и студенты, и профессиональные революционеры, и рабочие. Все действующие лица картины «Социалисты» показаны обыденно, прозаично, без ложного пафоса. Художник хочет сказать: участие в революции для них - не результат случайного порыва, но повседневный ответственный долг. Фигура стоящего революционера, по-видимому тоже сознательного рабочего, вызывает ассоциацию не только с «Боевиком» Касаткина, но и с героем пьесы Горького «Враги» - Синцовым (вероятно, эта пьеса была известна художнику, хотя она и не была разрешена в ту пору к постановке).
В произведениях этого цикла отражены реальные черты общественно-политической жизни 1900-х годов. Архивы Академии художеств, Московского Училища живописи, ваяния и зодчества и ряда художественных школ на периферии (в Тбилиси, в Киеве и других) говорят о том, как широко были охвачены и студенчество и прогрессивная профессура революционным брожением. Вспомним благородный поступок В. Серова и В. Поленова, направивших в собрание Академии художеств письмо, гневно осуждающее события 9 января и роль в них президента Академии.
продолжение...
|