Передвижники в 1900-1910-х годах. Новые трудности
Чрезвычайный интерес представляет подготовленное для печати политическое письмо-воззвание передвижников. Констатируя, что все население России задыхается в тисках бюрократического произвола, авторы письма восклицают: «Можем ли мы, художники, оставаться безучастными свидетелями всего, происходящего вокруг нас, игнорируя трагическую картину действительности и замыкаясь от жизни лишь в технических задачах искусства, единственной области, свободной от репрессий и цензурного усмотрения?»
Выход из создавшегося в стране положения они видят «только в немедленном и полном обновлении нашего государственного строя путем призыва к законодательной и административной работе свободно выбранных представителей от всего народа». Это «возможно лишь при полной свободе совести, слова и печати, свободе союзов и собраний и неприкосновенности личности». Среди подписей под экземпляром воззвания, хранящимся в фонде Репина Академии художеств, мы встречаем имена Н.Касаткина, В.Маковского, Н.Дубовского и других. В то же время из сопроводительного письма А.Киселева Репину, которое содержит некоторые разъяснения по ходу подготовки воззвания, мы узнаем, что собрано уже свыше ста подписей.
Участвовали в этом начинании передвижники и другие художники.
Правда, письмо это содержит и несколько либерально-благонамеренных фраз, вносящих резкий диссонанс в его текст, но общая революционно-демократическая направленность письма не вызывает сомнений.
Произведения Касаткина и Попова и ряда других художников всем своим духом говорят о прямом сочувствии авторов революционному рабочему движению. Близка по духу к произведениям Касаткина и Попова серия работ, созданная в годы первой революции Сергеем Васильевичем Ивановым (1864-1910), бывшим передвижником, но к этому времени вышедшим из Товарищества вместе с рядом других художников.
Некоторые его картины, лаконичные и исполненные подлинного драматизма, рассказывают с особенной болью о трагедии подавления революции как о кровном горе самого художника («Расстрел», 1905, рисунок; «Расстрел», 1905, масло, и другие). По уровню своего мастерства лучшие из них составляют ценный вклад в русское искусство.
Вдумчивый подход к окружающей действительности, стремление показать суровую, неприкрашенную правду жизни помогли многим передовым художникам в 1900-1907 годах увидеть и отразить явления огромной важности. Слова Горького, вложенные им в уста Нила, героя пьесы «Мещане»: «Права не дают, права - берут», слова, использованные и Лениным в его выступлениях в эти годы, звучат как бы эпиграфом к творчеству Н.Касаткина, Л.Попова и С.Иванова в этот период.
Мы знали бы гораздо больше подобных произведений, как у членов Товарищества, так и у других прогрессивных художников, если бы цензура не расправлялась с ними, не изгоняла их с выставок. Через несколько лет после революции 1905 года на страницах журналов стали время от времени воспроизводить отдельные картины, в которых художники показывали подпольную деятельность революционеров, печатание листовок, репрессии правительства (аресты и обыски), забастовки и т.п. Не только в картине М.Малышева «Что делать?», вокруг которой позже разгорелась дискуссия между В.М.Фриче и А.Н.Бенуа, но и в ряде других картин, исполненных в те годы, был изображен висящий на стене портрет Маркса, свидетельствующий об идеях, вдохновляющих революционеров в их борьбе.
Позже, в 1917 году, в журналах специально помещали воспроизведения с картин, снятых цензурой с выставок. Не только в жанровой живописи сохранялась в эти годы верность лучшим национальным традициям. Продолжает свое развитие и пейзаж, как лирический, так и широкого эпического склада.
Решительно отстаивали принципы содержательного пейзажа-картины Н.Н.Дубовской и А.А.Киселев, И.С.Остроухое и другие. Наиболее отчетливо традиции пейзажа эпического характера складываются в творчестве Н.Дубовского. В течение 1903-1906 годов он создал серию произведений, из которых самым значительным, несомненно, является картина «Родина» (1905, Омский музей изобразительного искусства).
По идейному замыслу она перекликается с некрасовскими строками: «Ты и убогая, ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка Русь».
Картина эта как бы развивает мысли и чувства, выраженные художником в более ранних картинах - «Земля» (1884), «Радуга», «Пашня» (1896).
Прекрасна по своей строгой и величавой простоте и общая композиция картины: все то ценное, что было найдено предшественниками Дубовского в области построения широкого равнинного пространства, столь характерного для русской природы, - все это осмысленно и органично претворено Дубовским, спаяно единым замыслом. Сюжету картины свойственна повествовательность, присущая лучшим пейзажам русской реалистической школы. Необъятные просторы, изображенные художником, ритмично уходят в безбрежные дали. Но этот прекрасный край русской земли рассечен на мельчайшие участки, отдельные полоски убогими заплатами ложатся на обширные долины и холмы. Типичные черты сельского пейзажа царской России выражены с большой проникновенностью.
Несомненно, что картина эта отражает раздумья художника о судьбах родины.
Н.Н.Дубовской выступал и как маринист.
Лирическую линию в развитии пейзажного жанра - представляет в это время Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872-1957). Продолжатель Саврасова, Поленова, Левитана, он обладает своеобразным творческим обликом. Пейзажи Бялыницкого-Бирули являют собой цельно и гармонично, можно даже сказать - музыкально построенные композиции, каждая деталь которых подчинена общей мелодии, сливается с ней и обогащает ее. К лучшим работам художника этих лет принадлежит картина «Весна идет» (1911). Художник особенно любит едва уловимые и переходные состояния природы, из времен года - раннюю весну, позднюю осень, и умеет передавать выбранные мотивы необычайно тонко, доводя их до полной завершенности.
Дубовской, Киселев и Бялыницкий-Бируля продолжали в то же время развивать достижения предшественников в области пленэрной живописи.
Хотя лучшие произведения, определившие выдающееся место В.Д.Поленова в развитии русского лирического пейзажа, были созданы в течение предшествующих десятилетий, выступления этого проникновенного и обаятельного мастера на передвижных выставках играли, несомненно, положительную роль и в 1900-1910-х годах. Правда, показывал он на выставках преимущественно циклы этюдов. Но почти каждый этюд Поленова говорит о целенаправленности наблюдений художника, об умении изучать природу, находить в ней характерные черты, видеть в ней поэзию и красоту; каждый говорит о творческой взыскательности художника, о стремлении его к правде. Этюды эти имели и большое познавательное значение;
они обладали для современников и обладают для нас непреходящей ценностью. Они раскрывали подготовительный творческий процесс работы мастера-реалиста над пейзажем-картиной и глубоко, органично были связаны с коренными национальными традициями. Следование этим традициям помогало Поленову и в 1900-х и в 1910-х годах приходить к обобщениям и создавать широкие поэтические картины близкой ему родной природы («Весна», 1905; «Разлив на Оке», 1918, и другие).
продолжение...
|