На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страниц 10
Страниц 11
Страниц 12

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Голгофа,
Николай Ге, 1893

   
Передвижники в 1900-1910-х годах. Новые трудности

Среди его учеников был выдвинувшийся впоследствии советский бытописатель Е. Чепцов, был Лукиан Попов (творчества которого мы коснемся ниже); из его мастерской вышел крупный латвийский художник-реалист Я.Розентал, высоко ценимый сейчас латвийским народом, а также белорусские художники Я.Кругер, И.Рыбаков и другие.
Продолжал работать и К.Савицкий. После большого, исполненного подлинного драматизма полотна «Спор на меже» (1897) наиболее значительна его картина «Ходок» (1904). Художник создал образ крестьянина большой духовной силы, но как бы еще не нашедшего свой путь в жизни. В колористическом отношении картина несколько слабее его произведений годов расцвета. Савицкий руководил в то время Пензенской школой, которая стала своеобразным творческим центром целого края. Некоторые из художников, группировавшихся вокруг Пензенской школы, выступали на выставках Товарищества (Н.К.Грандковский и другие).
Традиции жанровой картины продолжены отнюдь не только Маковским и Савицким, принадлежавшими к кругу основателей Товарищества, но и рядом художников последующих поколений. Как уже говорилось, старшие мастера отнюдь не были одиноки: вокруг Товарищества сплотилась плеяда талантливых художников, творческий путь которых начался в 1880-1890-х годах.

Наиболее крупной фигурой из художников-бытописателей, присоединившихся к Товариществу в течение 1890-х годов и оставшихся верными делу передвижников, был, несомненно, Николай Алексеевич Касаткин (1859-1930) - самый выдающийся мастер русской жанровой живописи конца XIX и начала XX века. Это один из тех художников, значение которых вырисовывается все более отчетливо, по мере того как проясняются для нас основные линии развития русского изобразительного искусства 1890-1900-х годов. Те воздействия современного революционного движения, которые в творчестве ряда других прогрессивных художников сказываются лишь косвенно, имели для становления и развития Касаткина прямое и определяющее значение. Касаткин предстает перед нами как продолжатель традиций критического реализма, внесший в его развитие новые черты, предвосхищающие принципы социалистического реализма. В циклах своих полотен Касаткин сумел показать ведущее значение пролетариата, его авангардную роль в великих классовых битвах, вдумчиво и смело раскрыл социальные процессы огромной важности. Широко известна его картина «Углекопы. Смена» (1895), несомненно имевшая этапное значение в развитии русской бытовой живописи. Здесь необходимо отметить, что пролетарии у Касаткина - не полукрестьяне Савицкого («Ремонтные работы») или «Кочегар» Ярошенко, на котором еще лежит печать крепостничества. Герои Касаткина - представители пролетариата индустриального, ставшего грозной силой для царского строя, для всего мира угнетения. Добавим, что Касаткин не мог бы создать такую галерею мощных типов, если бы не следовал во всей своей творческой работе традициям реалистической русской школы. Многие месяцы он жил в районе Донецкого угольного бассейна, общался с шахтерами. Его картина стала первым произведением русского искусства, где с большой силой и внутренней убежденностью показаны представители пролетариата как ведущего класса, способного объединить для революционной борьбы все прогрессивные силы. Даже в литературе середины 1890-х годов еще не было равнозначного произведения. Мамин-Сибиряк в своих романах об уральских шахтерах дает еще картину крепостнических отношений. «Молох» Куприна написан позже, и рабочая масса в нем, в сущности, не индивидуализирована.
Ценные начала находим мы и в цикле небольших работ Касаткина, посвященных повседневной жизни рабочей семьи, рабочей молодежи. Созданная в начале 1900-х годов, эта серия, подобно «Углекопам», представляет собой оригинальный и очень ценный вклад в сокровищницу русского искусства.
Такие произведения, как «Первенец. Выздоравливающая», «Повенчалась» (обе - 1903), показывают жизнь фабричного города как бы изнутри, увиденную глазами самого рабочего - настолько тепло и просто эта жизнь отражена.
Картины Касаткина говорят о точном знании им быта городской окраины, где протекало его детство. Художник видел зарождение новых отношений в среде рабочей молодежи, например бережно-дружеское отношение молодых рабочих к своим невестам и женам как к подругам, - отношение глубоко отличное от патриархальной крестьянской традиции. Образы юношей рабочих содержат в себе черты, напоминающие Нила из пьесы Горького «Мещане», Павла из романа Горького «Мать». Это не значит, что Касаткин писал их под прямым, конкретным влиянием того или иного произведения Горького, - некоторые работы этого круга были написаны до того, как Горький, «буревестник революции», стал подлинным властителем дум передовой интеллигенции. Касаткин, как и Горький, видел в самой жизни прообразы своих героев, хотя, конечно, и творчество великого писателя общим своим духом, огромной силой своего таланта, своего социального обобщения помогло Касаткину. Его образы типичны, он сумел осознать и раскрыть в них социальные явления большого значения. Когда сам Касаткин, разъясняя смысл картины «Тяжело» (1892), рассказывает, что мысли раненого рабочего-юноши даже в момент встречи с любимой девушкой направлены к товарищам, ведущим работу в революционном подполье, то это действительно отвечает существу созданных художником образов (сам художник хотел назвать эту картину «Буревестник»).
Как бы ни изображал Касаткин рабочего - в процессе тяжелого труда шахтера (цикл подобных этюдов был показан на 1-й выставке этюдов в 1903 году) или в домашней обстановке, в быту, - у зрителя все время сохраняется ощущение особой значимости затрагиваемых художником явлений. Наряду с изображениями шахтеров Касаткин создал также галерею типических образов женщин и девушек-работниц - «Жена рабочего» (1901), »Ткачиха» (1903), «Лихая ткачиха» (1905) и ряд других. В разных жизненных ситуациях, разного возраста, жизнерадостные и энергичные или скорбные, все эти женщины - члены одной великой семьи, так же как написанные раньше «Девушка у изгороди» (1893) и «Шахтерка» (1894). Зритель ощущает их внутреннюю готовность разделить со своими братьями и мужьями не только повседневные заботы, но и борьбу. Поэтому к циклу органично примыкают и такие картины, как «Свидание с арестованными» (1899), и «Тревожное» (1905; посвящена кровавой расправе 9 января), и «Атака завода работницами» (1907), невнятно называемая в старых каталогах из цензурных соображений «Женщины и дети», и другие. Очень напряженно работал Касаткин в годы первой революции. Кроме упомянутых работ и картин «После обыска» (1905, Музей Революции СССР) и «Последний путь шпиона» особенного внимания заслуживают запечатленные художником типы, как бы прямо взятые им с натуры на баррикадах Пресни. Из них наиболее значителен «Рабочий-боевик» (1905) - прекрасный образ сознательного, интеллигентного рабочего, волевого и умного, одного из тех, которые объединялись вокруг большевиков; можно отметить также «Студента-дружинника».

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  »  Клининговая компания "Чистый ответ" - http://otvet-chist.ru/. Химчистка ковров с выездом на дом.


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru