На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Ранняя весна,
Витольд Бялыницкий-
Бируля, 1953



Прудик, Александр
Киселев, 1892


   
Украинские художники, члены Товарищества Передвижников

Картина развития передвижнического пейзажа и бытового жанра, отчасти и портрета, получится неполной, если оставить в стороне плеяду украинских передвижников - членов Товарищества или его экспонентов. Давние и очень крепкие связи украинского и русского народов определили общность их культуры и искусства. В русское искусство еще в XVIII веке вливалось немало художников - выходцев с Украины (назовем хотя бы Левицкого и Боровиковского). В течение XIX века многие русские мастера подолгу жили на Украине, как, например, Тропинин. Многие оседали там навсегда как преподаватели рисования в гимназиях и других средних учебных заведениях.
Украинская молодежь устремлялась в Петербургскую Академию художеств, главным образом в мастерскую Брюллова. Брюллов, как известно, принял активное участие в освобождении Т.Г.Шевченко, впоследствии своего ученика, от крепостной неволи. А творчество Шевченко, пронизанное мыслью о судьбе своего народа, было близко русским художникам. Так, Трутовский и Соколов неоднократно вдохновлялись темами и образами Шевченко. И не случайно в картине Репина «Не ждали» в комнате семьи ссыльного соседствуют портреты Некрасова и Шевченко.
Связи в сфере изобразительного искусства становятся в передвижнический период еще крепче. Для украинской художественной интеллигенции Товарищество играло роль маяка. Заметим, что в искусстве передвижников украинская тема занимает значительное место. Советские украинские исследователи справедливо усматривают в этом стремление русских передвижников выразить свое сочувствие братскому народу, развитию его национальной культуры. С ростом демократического движения и расширением деятельности передвижников в развитии изобразительного искусства на Украине происходят существенные изменения.
В предыдущие периоды художники, желающие посвятить себя не только преподаванию в школах, но и творчеству, не находили для этого условий в родном краю и оседали в России. В 70-80-е годы художники, окончив Академию или Московское Училище, возвращались на Украину. Преодолевая порой немалые трудности, они все же находили возможность работать как Художники, писать картины, или готовить молодую смену в специальных художественных училищах, что отнюдь не равнозначно бескрылому прозябанию в качестве учителя рисования или черчения в тогдашней общеобразовательной школе.
Эти возможности были созданы рядом обстоятельств. Украинская культура постепенно оправлялась от тяжелых ударов, последовавших за подавлением восстания в Белоруссии, Литве, Польше (в 60-х годах). Возросло значение городов как центров науки и искусства. Выросла разночинная интеллигенция, сочувствовавшая освободительному движению, национальному и социальному - во многом тесно связанным. Сложилась блестящая плеяда поэтов и прозаиков, которых вдохновляли революционно-демократические идеи. Это были Марко Вовчок, Панас Мирный, М.Коцюбинский и другие. Существенные сдвиги наблюдались и в области изобразительного искусства.
В 1865 году создается Общество изящных искусств в Одессе. В течение 80-х годов в Одессе прошел ряд персональных выставок И.К.Айвазовского и молодого тогда мариниста Р.Рудковского, жанриста Н.Скадовского (1881), Г.Ладыженского (1886), позже - А.Размарицына (1889) и других. Родственные явления происходили и в Киеве и Харькове. Выставки открывались даже не в очень крупных городах (например, в Херсоне и других). Почти ежегодно привозили свои произведения на Украину передвижники, о чем уже шла речь. Родился и свой зритель, и своя художественная критика, и свои собиратели.
Очень важным событием было, как уже говорилось ранее, открытие художественных школ. В Киеве и Харькове они возникли в 1869 (Харьковская) и в 1875 (Киевская) годах. Обе школы приобрели ярко выраженную демократическую окраску. Большинство учеников принадлежали к городским низам. Обоим школам был чужд национализм - в них обучалась молодежь всех народов Украины.
М.Д.Раевская-Иванова, возглавившая Харьковскую школу, была истой «шестидесятницей». Она обладала данными общественного деятеля, стремилась сплотить художественные силы Харькова, ратовала за развитие лучших традиций художественных ремесел Украины.
Консультантом школы был Д.Григорович, секретарь Общества поощрения художеств. Но Раевская искала и находила поддержку и у передвижников. Школе помогали Крамской, Мясоедов, помянул ее добрым словом Стасов. Хотя в школе очень много места было отведено прикладному искусству, однако из ее стен вышел и ряд мастеров живописи, в частности два пейзажиста - П.А.Левченко и К.К.Первухин (первый стал экспонентом, а второй - членом Товарищества).
Особенно тесными были взаимоотношения передвижников с Киевской школой, руководимой Н.И.Мурашко. Как уже упоминалось, Мурашко был дружен с Репиным, был его товарищем в академические годы. Эта дружба была устойчивой, хотя в переписке их порой и вспыхивали споры. Кроме Репина школе отдавали немало внимания Ге, Мясоедов, Крамской, Поленов. Да и само Товарищество как организация помогало школе. Сохранилось и очень интересное письмо Поленова, содержащее соображения о постановке дела в школе.
Н.И.Мурашко не был выдающимся художником, но он был педагогом оригинальным и ищущим. Миссию свою он понимал широко, никогда не замыкался в кругу вопросов методики преподавания. В предыдущих главах его имя неоднократно упоминалось в качестве художественного критика.
Более сложное положение создалось сперва в Одесской школе (раньше это были рисовальные классы). Преподавание здесь велось рутинно, бездушно, второстепенными иностранными мастерами. Но в начале 80-х годов положение существенно изменилось. Решающую роль в этом сыграли Г.Ладыженский и К.Костанди - последний уже в эти годы был тесно связан с передвижниками.
В 70-80-х годах начали складываться коллективы художников в крупных центрах - в Киеве, Одессе, Харькове. Большинство художников тянется к передвижническому движению и прямо или косвенно примыкает к нему. Стасов писал, что у передвижников, «художников нового склада и настроения, были два главных центра - петербургский и московский, причем к московскому довольно близко примыкали еще два других, менее значительных центра: киевский и одесский. Между всеми ними существовало всегда Великое единодушие». И это верно. Однако Стасов не называет Харьков и Полтаву. Последняя постепенно становится одним из заметных очагов демократического искусства.
Завершали свое образование молодые украинские художники обычно в Москве или Петербурге - ив обоих случаях попадали в близкую им передвижническую среду. Ученики русской школы, они были связаны с передвижниками самой тесной творческой и личной дружбой. Так, А. Васнецов рассказывает о кружке, в который наряду с Н.Н.Дубовским (впоследствии в течение долгих лет руководившим петербургской частью передвижников) и А.Ф.Афанасьевым (впоследствии преподавателем и директором Пензенского художественного училища) входила группа только что упомянутых молодых украинских художников: П.Д.Мартынович, А.Г.Сластион, П.А.Левченко, К.К.Костанди и другие5. Крамской с отеческой теплотой заботился о судьбе Мартыновича. Репин любил и ценил Костанди, оказывал ему неоднократно моральную поддержку; позже сердечно приветствовал начинающего Н.К.Пимоненко.
Поэтому очень и очень справедливыми кажутся слова Репина: «Не угодно ли спросить все молодое поколение юных художников, которые сейчас сотнями выросли в Киеве, Одессе ... Харькове, что они скажут? Чьи они дети в искусстве, что на них имеет влияние вот уже 20 лет? Это дело «передвижников».

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  »  Изготовление наружной рекламы в Киеве в художественном стиле


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru