Украинские художники, члены Товарищества Передвижников
В 80-е и в начале 90-х годов искусство передвижников достигает своего наивысшего расцвета. В новых исторических условиях - условиях подъема революционного движения и назревания первой русской революции - происходит дальнейшее развитие и углубление демократического реализма, что обусловливает блестящие успехи во всех видах живописи, и особенно в живописи бытовой и исторической. Ни в один из последующих этапов развития художникам ни бытовой, ни исторической живописи не удавалось подняться до уровня, достигнутого в рассматриваемые годы, хотя наиболее видные мастера бытовой живописи и впоследствии внесли в русское искусство много качественно нового и ценного.
В 80-е и в начале 90-х годов нашли свое наиболее зрелое, классическое выражение те идейные и эстетические принципы, которые были выработаны в русской демократической живописи первым поколением передвижников. В этот период достигает своего зенита зародившаяся в недрах предшествующего десятилетия тенденция к типизации, к широким художественным обобщениям, к эпическому, монументальному изображению народной жизни.
Эта тенденция охватывает все жанры живописи, особенно ярко заявив о себе в сфере бытового и исторического жанров. Прежде всего это проявилось в создании монументальных народных эпопей.
Важнейшей чертой искусства рассматриваемого периода является более глубокое понимание роли народа в истории, новый подход к изображению крестьянских масс. Народ всегда стоял в центре внимания русской демократической живописи второй половины XIX века. В произведениях живописцев 60-х годов он изображался задавленным жесточайшим социальным гнетом. Художники последующих поколений сумели увидеть и раскрыть в своих полотнах таящиеся в народе огромные потенциальные силы, его способность к протесту, к борьбе за свои права. В их полотнах он выступает как могучая социальная сила, как истинный герой истории.
Таким он предстает в народных эпопеях Репина и Сурикова, являющихся высшим достижением демократического реализма второй половины XIX века. Широкое изображение народной жизни, типизацию явлений действительности художники 80-х годов умели органически сочетать с выработанными в предшествующие десятилетия принципами фабульности, событийности в подаче сюжета, жизненной достоверностью типажа, с тонкостью психологического анализа, достигая в этом высокого синтеза и совершенства. Начатые в 60-е годы поиски положительного героя в этот период приводят некоторых художников к созданию образов революционеров, знаменующих новые важные достижения русской демократической живописи.
В эти годы особенно обостряется интерес к человеческой личности, к духовной, интеллектуальной жизни современника, что нашло свое отражение в развитии психологического портрета. Начатое в 60-е годы создание галереи выдающихся деятелей русской культуры пополняется и обогащается в этот период такими шедеврами, как портрет М.П.Мусоргского и портрет П.А.Стрепетовой Репина, работами других мастеров. Период расцвета переживает и пейзажная живопись, поражающая богатством и многообразием исканий. В ней активно утверждается эпическое начало, тонко переплетающееся с лирическим. Создаваемые художниками 80-х и начала 90-х годов образы родной природы насыщаются патриотическими гражданственными чувствами, в них получают отражение думы и чаяния народа.
Решение больших творческих задач активизировало поиски художниками новых средств обогащения живописного языка. Характерно обращение художников к пленэрной живописи, к передаче пластического и цветового богатства мира.
Большие сдвиги происходят и во взаимоотношениях передвижников с западным искусством. Ученики Академии - пенсионеры 60-х годов ездили за рубеж продолжать обучение у современных западных учителей. Поколение 80-х годов ставило перед собой уже иную задачу - изучать, а не учиться.
Известно, что передвижники в своей борьбе за национальную демократическую живопись страстно утверждали необходимость обращаться к своей, русской действительности и оттуда черпать темы и сюжеты для своих произведений. В связи с этим многие передвижники были противниками длительных заграничных командировок для пенсионеров, так как считали необходимым посвятить молодые, «огненные» годы изучению родины. Выше мы говорили о том, что Перов просил Совет Академии разрешить ему вернуться на родину досрочно, мотивируя свою просьбу тем, что не может плодотворно работать в отрыве от родины.
Шишкин, получив право быть пенсионером за границей, добивался, как уже говорилось, разрешения первоначально путешествовать вместе с Боголюбовым по Волге и Каспийскому морю. Его друг Л.Л.Каменев, бывший с ним одновременно за границей, писал из Швейцарии: «Она у меня сидит вот где: чтобы писать ее, надо родиться швейцарцем или им сделаться, а я и во сне вижу наше русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью». Рвался домой на родину и М.К.Клодт. Подобные примеры можно умножить.
Резко отрицательно относился к отрыву пенсионеров от родины В.Максимов. «Поездку за границу, - говорил Максимов в автобиографии, - я никогда не считал верхом благополучия, находил ее даже вредной для молодого человека, не знающего своей родины».
Это отнюдь не значит, что передвижники были людьми национально ограниченными, не интересовались современным состоянием западного искусства. Напротив, в своем развитии русская реалистическая школа опиралась не только на национальные традиции, но и на опыт и достижения современного Запада. Дело было не только в том, что некоторые члены или экспоненты Товарищества подолгу жили за границей и были тесно связаны с художественной общественностью Парижа, другие неоднократно посещали страны Западной Европы, и не только в том, что пенсионерские отчеты молодежи пестрят отзывами о различных явлениях зарубежной художественной жизни. Причины были глубже.
В своем развитии демократическое искусство разных народов Европы, в том числе и России, имело много родственного. Русский реализм второй половины XIX века тоже был одной из национальных европейских школ - очень яркой, богатой дарованиями, быстро и энергично крепнущей и сохранившей силу поступательного движения дольше, чем ряд других.
окончание...
|