На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Задворки,
Илларион Прянишников


Семейный портрет,
Константин Маковский,
1882


   
Украинские художники, члены Товарищества Передвижников

Даже когда в 1890 году на основе опыта Товарищества создалось дружественное ему Товарищество южнорусских художников, украинские живописцы по-прежнему гордились своим участием в передвижническом движении, а круг членов и экспонентов с Украины в 90-х годах расширился. И русские мастера, притом не только передвижники, очень охотно участвовали на выставках нового Товарищества на Украине. Все это укрепляло дружеские и творческие связи.
Конечно, не все выдающиеся украинские художники были втянуты в передвижническое движение (вспомним, например, С.И.Васильковского, Скадовского и других). Были и художники, которые не разделяли творческие принципы передвижничества. Но несомненно, что в силу давних и разнообразных связей между украинской и русской школами реалистического искусства есть особенно много общего. Однако развивалась украинская реалистическая живопись в более трудных условиях. Поэтому становление ее проходило значительно медленнее и противоречивее, чем русской. Все это сказалось на судьбах различных жанров.
Историческая живопись, например, почти не получила развития. Можно ли усматривать причину этого в отсутствии интереса к родной старине? Нет! Украинцы были горды своим героическим прошлым. Но могли ли они при существующих запретах открыто воспевать его? Кроме того, сложность самого создания больших многофигурных композиций, которые так часто требует историческая тема, также могла служить тормозом в развитии этого жанра.
Это подтверждается и тем, что и в бытовом жанре преимущественное развитие получают небольшие композиции типа картин-новелл. Правда, и среди украинских художников наблюдалась тяга к эпическим полотнам, воссоздающим правдивые картины народной жизни, со всеми ее социальными противоречиями. Но такого мощного развития многофигурной эпической картины, которое имело место в русском бытописании, и таких творческих открытий в этой сфере в среде украинских передвижников все же не было.
Размышляя о причинах этого, надо учесть то, что круг украинских передвижников был значительно уже, чем русских, что художником монументального склада рождается не каждый и, наконец, что на Украине для живописца, обладающего этим даром, было меньше возможностей применить и развить его.
Значительно большее развитие получил в украинском демократическом искусстве пейзаж. Во многих работах пейзажистов находят воплощение социальные мотивы. Определенными достижениями отмечено и развитие портретного жанра. Почти все бытописатели работали и в области портрета.
К наиболее значительным мастерам жанровой и портретной живописи относится одесский художник Николай Дмитриевич Кузнецов (1850-1930). Один из наиболее одаренных украинских передвижников, он был человеком широкой души и завидной физической силы8. Сразу после окончания Академии художеств он выступил на 9-й Передвижной выставке (1881) вполне зрелыми картинами, лестно отмеченными Крамским. Две из них, «Объезд владений» и «В праздник» (обе - 1881, Государственная Третьяковская галерея), навеяны впечатлениями детства и юности художника. Отец его был херсонским помещиком, и жизнь южного украинского села была близка молодому художнику.
Первая из этих картин посвящена проблеме социального неравенства и носит явно обличительный характер. В картине «В праздник» Кузнецов откровенно любуется молодой дивчиной, ее национальным костюмом, окружающей ее высокой травой.
Некоторые его картины проникнуты добрым юмором - «Прогулка на селе» (1885, Национальный музей в Варшаве), «После обеда» (1888, Государственная Третьяковская галерея), «Старый помещик» (1884). Порой наблюдательность и чувство юмора помогают художнику создавать забавные жанры, такие, например, как «Прерванный завтрак» (1890), изображающий «спор» свиней и собак из-за кормушки.
Если в первых произведениях язык художника несколько изыскан и как бы графичен, то в работах последующих лет он становится более сочным, «почвенным», а порой и чуть грубоватым. Иногда художник пишет натюрморты - жанр, редко представляемый на выставках передвижников.
В то же время именно Кузнецов настойчивее, чем его украинские сотоварищи, не считая, пожалуй, Скадовского и Размарицына, стремился к изображению массовых народных сцен. В этом отношении особенно характерны его многофигурные композиции «На заработки» (1882, частное собрание, Одесса) и «Мировой посредник» (1888). Кузнецов написал и ряд глубоких социальных портретов - «Крестьянка в поле» (1882), «На сенокосе» (1884), «Ключница» (1887, Государственная Третьяковская галерея). Ключница - разбитная, полная огня молодая женщина, яркий характер, пленивший Стасова. Впоследствии интерес к конкретному портретному образу становится у Кузнецова преобладающим. В 90-х годах и позже он создает ряд значительных портретов, среди которых особенно известен портрет П.И.Чайковского (1893).
В области бытописания выступал и одесский художник Афанасий Прокофьевич Размарицыи (1844-1920-е годы). С 1883 года он был экспонентом Товарищества, а с 1903 года - членом. Картины «Панихида» (1882, Государственная Третьяковская галерея) и значительно более поздняя «Праздник в деревне» (1894) относятся к типу многофигурных «хоровых» композиций. Обе они интересны выразительными народными типами.
К передвижникам тяготел и харьковский художник Порфирий Денисович Мартынович (1856-1933), выступавший как экспонент. Мучивший художника недуг (тяжкая душевная болезнь) очень рано закрыл ему пути к большому творчеству. Крамской отнесся к юноше, как уже говорилось, поистине с отеческим участием. Об этом можно судить по теплым письмам его к матери своего молодого друга.
Мартынович прошел хорошую школу - сперва в Харькове у Д.И.Бесперчего (с 1876 года), затем в Петербурге, в Академии (с 1878 по 1881 год, - в эти годы узнал и полюбил его Крамской). Полной творческой зрелости, в сущности, он не достиг, но то немногое, что ему удалось создать за короткие годы активной творческой жизни, говорит о даровании незаурядном и оригинальном. В его небольших полотнах нетрудно заметить воздействие украинской национальной традиции Шевченко, а также влияние русской демократической живописи (особенно Перова). Но есть в них нечто особое, свое. Это свое - в лиричности решения критической темы: «У канцелярии волостного писаря» (1879, Киевский музей украинского искусства) и особенно «Казенки» (1877, там же).
Наиболее самобытны портреты Мартыновича, и графические и живописные. Никто из его сотоварищей не воплощал так ярко и в то же время так глубоко национальные типы украинских крестьян.
В течение долгих десятилетий с Товариществом был связан Кириак Константинович Костанди (1853-1921), о котором пришлось уже говорить в связи с Одесской художественной школой. Наиболее значительные свои вещи он создал в 80-х и начале 90-х годов. Став одним из ведущих педагогов Одесского училища и душой Товарищества южнорусских художников, он все силы отдавал педагогической и общественной деятельности. Как живописец он выступал менее активно.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru