|
|
Илья Ефимович Репин
|
|
Илья Ефимович Репин - художник-реалист, портретист, жанрист, писатель
(1844, 24 июля, Чугуев, Харьковская губерния - 29 сентября, 1930, "Пенаты", поселок Куоккала, Карельский перешеек)
"Мой главный принцип в живописи: материя как таковая. Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда
преследовал суть: тело как тело."
(Репин И.Е.)
Родился в Харьковской губернии в семье военных поселенцев. В 13 лет его отдали на выучку к иконописцу.
На заработанные деньги Репин уехал в Петербург, где поступил в Академию Художеств. В 1871 году за картину «Воскрешение дочери Иаира» он получил золотую медаль и звание классного художника.
Первый успех к Репину пришел в 1873 году на выставке в Вене с работой «Бурлаки на Волге». С этого момента слава художника только ширилась.
Творческий диапазон художника был огромен: картины из современной народной жизни («Крестный ход в Курской губернии», 1880-1883), портреты («В.В.Стасов», 1883; «П.А.Стрепетова», 1882), сюжеты из славянской мифологии («Садко», 1876),
исторические полотна («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-1891). В основу этой картины был положен исторический эпизод: в 1675 голу турецкий султан Мухамед IV предъявил казакам Запорожской Сечи что-то вроде ультиматума с требованием покориться ему и перейти в турецкое подданство.
На это заявление казаки ответили посланием, где без всяких дипломатических околичностей, с юмором и злой иронией (присовокупив в конце оскорбительные титулы султану), объяснили самонадеянному владыке свою позицию. Репин запечатлел на полотне момент создания коллективного сочинения письма, где не делает акцент на отдельных личностях, а сосредотачивает внимание на всей колоритной народной массе.
Но о чем бы Репин ни писал, к какому бы жанру ни обращался, поражает его художнический дар ощутить главную идею эпохи, умение увидеть отражение этой идеи в частных судьбах и характерах людей.
Его творчество - это сама историческая действительность, ее боль и надежда, ее глубокие противоречия и драмы. Наиболее ярко реализм репинского искусства нашел отражение в портретной живописи.
Подлинными шедеврами в этом жанре являются грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета» (1903) и «Портрет М.П.Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора.
Это одно из величайших произведений русского искусства, портрет был написан в феврале 1881 года, незадолго до смерти композитора. Репин провел всего 4 сеанса в госпитале, где Мусоргский находился на излечении. Поэтому музыкант изображен в больничном халате, в расстегнутой рубашке, с взлохмаченными волосами. Художник создал впечатляющий жизненный образ, характеристика модели сразу бросается в глаза, она дана метко и емко, при этом сохраняется острота и свежесть первого впечатления.
Больной и неприглядный вид композитора, его одутловатое лицо, красно-синий нос притягивают внимание, но не отвлекают от главного - духовного богатства и величия человеческого гения, сохраняющегося даже в такой обстановке.
Персональный сайт Репина - ilya-repin.ru.
См. также:
1. Статья В.Скляренко о творчестве Ильи Репина »
2 стр. »
3 стр. »
Илья Репин - собрание лучших произведений, шедевры.
Количество представленных произведений зависит от значимости художника. От 3-4 картин у хороших до 20 картин у великих гениев.
Для просмотра крупного изображения, кликните по маленькой картине. Изображение откроется в новом окне.
Крестный ход в Курской губернии, 1880-1883
|
Бурлаки на Волге, 1870-1873
|
Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1880-1891 |
На дерновой скамье. Красное село, 1876
|
Портрет композитора М.П.Мусоргского, 1881 |
Протодиакон, 1877
|
Портрет писателя А.Ф.Писемского, 1880 |
Белорус, 1892 |
Портрет Л.Н.Андреева (Летний отдых), 1905 |
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885 |
Не ждали, 1884-1888
|
Мужичок из робких, 1877
|
Портрет писателя Л.Н.Толстого, 1887 |
Актриса П.А.Стрепетова, 1882 |
Портрет художника В.И.Сурикова, 1877 |
Портрет Третьякова, 1883 |
|