На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страниц 10
Страниц 11
Страниц 12

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Перед исповедью,
Алексей Корзухин, 1877


Проселок,
Алексей Саврасов, 1873

   
Основные бытописатели в Товариществе и развитие их тенденций

Заложенные Перовым и другими художниками-разночинцами 60-х годов традиции бытовой картины, поднимающей острые, животрепещущие вопросы современной действительности, получают в первое передвижническое десятилетие дальнейшее развитие, по-разному преломляясь в творчестве Мясоедова, Максимова, Савицкого и других членов Товарищества. В творчестве этих художников отчетливо проявляется характерное для искусства 70-х годов тяготение к созданию эпических, многофигурных композиций социального, обличительного содержания.
Оно характерно для зрелых произведений инициатора создания Товарищества Григория Григорьевича Мясоедова (1834-1911), художника, первым заронившего мысль о создании этого объединения.
К идее создания Товарищества Мясоедов пришел, будучи уже убежденным борцом за творческую и идейную независимость художников-демократов и за искусство общественно активное, близкое жизни, правдиво и смело ее отражающее. Стремление создать Товарищество «подвижных» выставок стало его основной жизненной задачей.
По отзывам современников, друзей и недругов, Мясоедов - находчивый и остроумный собеседник, человек резкий и прямой, в старости желчный. Некоторые язвительные ноты звучат и в письмах его молодости. Но эта резкость соединялась у него со смелой независимостью, вытекала из остро осознанного чувства человеческого достоинства. О дерзкой независимости тона и поведения Мясоедова с власть имущими говорит несколько раз и Крамской в своих письмах.
В то же время как товарищ Мясоедов умел быть и отзывчивым и сердечным. Авторитет, который он завоевал за время своего краткого жительства в Москве, очень велик. Почти все передвижники-москвичи передоверяют именно Мясоедову свои голоса при выборах (см. протоколы Товарищества в отделе рукописей Государственная Третьяковская галерея). Он поддержал теплыми, обстоятельными письмами начинающего пейзажиста А.А.Киселева. Вместе с Крамским он участвовал во взносе тысячи рублей для освобождения Федора Васильева от рекрутчины. В 1874 году он составил, как уже говорилось, текст протеста, посланного Товариществом в газету «Голос» в связи с клеветническим выступлением Тютрюмова против Верещагина («Молодец Мясоедов написал», - говорит Крамской Стасову. Стасов предполагал, что автор письма - Крамской). Систематически во время юбилейных торжеств (к 10-летию, 15-летию, 20-летию и 25-летию) Товарищества Мясоедову как инициатору создания объединения поручают отчетные доклады. Репиным был написан портрет Мясоедова, послуживший отчасти прообразом Грозного в картине «Иван Грозный и сын его Иван». Пронзительный взгляд, усмешка в углах рта, горделиво вскинутая голова - все это прекрасно передает облик и душевный склад Мясоедова.
На 1-ю выставку Товарищества Мясоедов представил историческую картину «Дедушка русского флота» (молодой Петр I с жадным вниманием осматривает старый ботик. Тиммерман дает ему разъяснения. 1871. Ташкент, Государственный музей искусств Узбекской ССР). Мясоедов стремился показать в этой картине пытливость ума и энергию будущего преобразователя России, что отвечало оценке роли Петра I интеллигенцией 60-80-х годов. Именно так понял замысел картины и Салтыков-Щедрин, изложив его в оригинальной форме воображаемого диалога.
В течение 70-80-х годов Мясоедов неоднократно обращался и к историческим темам и к народным поверьям. Из работ этого круга известны «Самосжигатели» (1882-1884, Государственная Третьяковская галерея) и «Опахивание» (1876, Государственный Русский Музей). Однако эти «исторические» картины, несущие в себе черты академического искусства, особенно вторая, уступают произведениям, связанным с образами современной деревни. Уже на 2-й выставке Товарищества он показывает картину «Земство обедает» (1872, Государственная Третьяковская галерея), которая определяет весь дальнейший творческий путь художника.
Тема картины политически остра и злободневна. Если для Перова, по словам Стасова, русский крепостной мир был «истинной ареной высших совершеннейших созданий», то для Мясоедова такой «истинной сферой» становится деревня пореформенная.
«Земство обедает» - одно из первых произведений не только в живописи, но и во всем русском искусстве, где прямо и резко показано бесправие пореформенного крестьянства, хоть и прикрытое либерально-благообразной формой. Мясоедов наглядно показывает лицемерную сущность земской реформы 1864 года, давшей крестьянам право посылать депутатов в земские собрания.
Композиция картины предельно проста. Подъезд земской управы, расположившаяся подле него группа крестьян, справляющих свою скудную трапезу, часть открытого окна, греющиеся под лучами полуденного солнца куры - все это словно выхвачено из самой жизни. Но, подчеркивая будничность, повседневность изображенной в картине сцены, художник сумел раскрыть в ней острые противоречия пореформенной русской действительности.
Как в свое время молодой Перов, Мясоедов раскрывает свой замысел посредством резкого противоположения группы крестьянских депутатов, закусывающих квасом да луком, расположившись на земле, господам, обедающим в помещении управы. Зритель не видит господ. Но он видит окно обеденного зала, в окне - винные бутылки, официанта, перетирающего тарелки. Это противопоставление дает остро почувствовать социальное неравенство членов управы, бесправное, униженное положение крестьянских депутатов. Если посмотреть на «Земство» под углом зрения характеристики социальных типов, мы сразу ощутим годы, пройденные со времени появления «Проповеди в селе» и «Сельского крестного хода на пасхе» Перова.
Глядя на беседующих депутатов Мясоедова, ощущаешь, что эти сдвиги в той или иной мере коснулись каждого из них. Художник увидел в них нечто новое - то, чего еще не могли заметить его предшественники.
Очень удачна по меткой и острой характеристике центральная группа что-то обсуждающих гласных. Особенно запоминается образ энергично говорящего крестьянина, в котором угадываются качества будущего активного борца. Интересен и образ несколько лукавого, сметливого крестьянина с лысеющей головой, а также погруженного в глубокое раздумье крестьянина со строгим, красивым лицом. В этом образе, так же как и в образе сидящего в левой части картины депутата, заметно переживание своего положения, чувство оскорбленного человеческого достоинства и подлинное душевное благородство. Они как бы олицетворяют крестьянство, к которому был обращен вопрос Некрасова: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» В картине Мясоедова отражено одно из характернейших явлений пореформенной деревни. Эта же тематика находит отражение и в русской литературе (например, в очерках Гаршина 1870-х годов, посвященных уездным земствам).

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru