На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страниц 10
Страниц 11
Страниц 12

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Крестный ход,
Илларион Прянишников,
1893


   
Основные бытописатели в Товариществе и развитие их тенденций

Война трактуется в картине как великое народное бедствие. Как и во «Встрече иконы», человек показан здесь в момент высокого душевного напряжения. Это особенно чувствуется в группах переднего плана, в которых выражено горе семей, насильственно разлучаемых войной. Пронизывающее картину ощущение огромной, всенародной важности происходящего, глубокий драматизм чувств придают ей подлинную значительность.
Через несколько лет Савицкий вновь возвращается к этой теме и создает второй вариант картины, находящийся сейчас в Русском музее. Однако годы, прошедшие с момента создания первого варианта, обогащают творчество Савицкого новыми исканиями. Савицкий ищет образы и сюжеты в среде, куда его, как позже Касаткина, ведет верный инстинкт разночинца-демократа, - в среде рабочих. Он опускался в шахты и писал о своих впечатлениях: «Там и сюжеты для картины немалые. Довольно взглянуть на этих измученных рудокопов. Что это за лица и как дышат они, вынырнув на чистый воздух». Вновь побывал он и на Волге, где увлекся колоритным бродяжьим людом. В итоге возникает одна из лучших картин Савицкого - «Крючник» (1884). Образ этот во многом отличен и от репинских бурлаков и от «Кочегара» Ярошенко.
Как и в поденщиках не железной дороге, Савицкий разглядел в своем Крючнике не только черты бродяги бунтаря, но и черты рабочего-пролетария. Былинная сила этого волжского богатыря, свобода и независимость его позы, присущий ему дух вольнолюбия делают Крючника живописным предтечей образов, созданных впоследствии молодым Горьким.
Возможно, что именно осмысление образа Крючника вызвало ряд изменений во втором, более завершенном и зрелом варианте полотна «На войну» (1880-1887). В образе статного, высокого крестьянина в расцвете сил (на переднем плане) ощущается меньше, чем в образах первого варианта картины, степенности, благообразия, медлительной величавости и больше энергии и непринужденности в движениях. Тип этот принадлежит уже к поколению, выросшему в пореформенной деревне, и некоторые его особенности, связанные с «Крючником», уже предвосхищают «Шахтеров» Касаткина, появившихся через несколько лет. Характерно, что образ богатыря (одна из современных газет называет его «геркулесом»), слегка видоизменяясь, не раз повторяется в картине.
Этот образ в какой-то мере и символичен. Он как бы олицетворяет могучую силу русского человека. В новом варианте картины художник более отчетливо выделяет основные группы. Он вносит в композицию ряд изменений, но основное содержание и основная роль этих групп сохраняются. Людской поток как бы вынес их на передний план и остановил перед нашими глазами. Выразительно написана группа, расположенная в левой части полотна. Хорошо найдена почти девическая грация молодой жены, горестная нежность тщедушной старушки матери, припавшей к груди сына - вчерашнего крестьянина, сегодняшнего солдата, завтрашнего рабочего. В этой группе ритм сплетенных рук ненавязчиво и сдержанно выражает ее единение.
В центральной группе, наоборот, выражено чувство трагически обнаженное, страстное. Очень выразительны образы жены новобранца, его сестры и отца. Особенно запоминается запрокинутое, почти неистовое, искаженное страданием, но все же красивое лицо жены. Сохранился ранний подготовительный рисунок трагической фигуры женщины, который дает возможность судить о том, что основные черты образа были найдены и воплощены уже в первом варианте. Как и облик стоящей на втором плане молодой женщины, изображенной с застывшим взглядом расширенных глаз, трагический образ жены предвосхищает героинь Сурикова. Душевная жизнь отца как бы сконцентрировалась в его прощальном взгляде. Взгляд сына прикован к жене. Экспрессия этих перекрестных взглядов связывает центральную и правую группы, придавая им цельность и единство.
Обе картины - и «Встреча иконы» и «На войну» - обещали многое в области «хоровой» эпической картины. Но обещания эти были исполнены не самим Савицким. Этим двум полотнам суждено было остаться кульминационными в творчестве художника. Савицкий не создает уже больше ничего равноценного, несмотря на то, что в 1888 году ему всего лишь 44 года и что в течение 80-х годов и позже он написал немало картин: «Панихида на кладбище» (1885), «Беглые в Сибири», «Христова милостыня» (1890), «Ожидание суда» (1894) и другие. Новой взлет происходит в творчестве Савицкого в конце 90-х годов, о которых речь пойдет позже.

Наряду с произведениями Мясоедова, Максимова, Савицкого, выражающими тяготение этих художников к созданию эпических «хоровых» композиций, на выставках Товарищества 70-х годов экспонировались и полотна, представляющие иную линию развития бытовой живописи - линию небольших картин-новелл.
Наиболее крупным мастером этого направления был Илларион Михайлович Прянишников (1840-1894).
Прянишников - один из пионеров русской жанровой живописи, выступивший задолго до создания Товарищества. Его ранние работы примыкают к традиции Перова, оказавшего влияние на все творчество художника. В своих более поздних небольших жанрах Прянишников близок Владимиру Маковскому, с которым был дружен в течение многих лет. Работы художника многими ассоциациями связаны с современной ему литературой. В его картине «Порожняки» явно слышится некрасовский мотив. Пейзажи охотничьего цикла, с их проникновенным и тонким восприятием русской природы, вызывают ассоциации с творчеством Тургенева. А юмор лучших жанровых картинок 80-х годов напоминает о первых выступлениях в эти годы молодого Чехова. И.М.Прянишников был человеком добрым и отзывчивым. Ученики Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал, ценили его как учителя и любили как отзывчивого друга (ему было дано ласковое прозвище Пряник). Он был веселым человеком, и отсюда та естественность юмористической интонации, которая нередко подкупает в его произведениях.
Выйдя из провинциальной купеческой среды, Прянишников становится бытописателем купечества, чиновничества, городского люда разных сословий, образы которых проходят через многие полотна художника. Не случайно современники называли его порой Островским в живописи.
Ранние работы - «Мальчик-коробейник» (Киевский музей русского искусства), «Чтение письма в молочной лавке» (Государственная Третьяковская галерея, обе - 1864) - не предвещали в Прянишникове ни сатирика, ни мастера юморески.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru