Основные бытописатели в Товариществе и развитие их тенденций
«Между художниками было две партии, - говорит Максимов, - за конкурсы по старым правам и за свободный выбор сюжета для конкурсантов. Я был на стороне свободного выбора ...». «Поездку за границу, - продолжает он, - я никогда не считал верхом благополучия, находил ее даже вредной для молодого человека, не знающего своей родины».
Отрицая заграничное пенсионерство, Максимов, как и многие его сотоварищи, считал необходимым для молодого таланта крепнуть на родной почве, изучая близкую ему жизнь. «Как хорошо теперь, - восклицает он в своем письме Савицкому от 29 января 1877 года, - Репин на родине живет, Вы тоже в захолустье работаете с усердием ... Уж верно, Вы отличитесь на нынешний раз, недаром не кажете сюда глаз».
Художник последователен. Отказавшись от конкурса на большую золотую медаль и выйдя в 1866 году из Академии, Максимов уезжает в деревню. Им руководило не только убеждение в необходимости изучить свой народ, но и глубокая потребность в общении с крестьянством, глубокая внутренняя близость к деревне. «Я теперь вот и в своей семье, а душа болит по деревне ... Здесь я живу невольником ради воспитания детей».
Через три года снова: «... городская жизнь далеко меня не удовлетворяет, так бы и удрал опять к этим добрым людям ...». Все свои лучшие картины Максимов пишет непосредственно в деревне. Он сам рассказывает Третьякову, что с конца 60-х годов он «... уже не писал городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих мало знакомых людей, а перешел навсегда к деревенской жизни».
Из небольших композиций, написанных в 60-х годах, наибольшее признание получила картина «Больное дитя», сюжет ее навеян смертью племянницы художника в пору летней страды. Однако первый успех принесла Максимову картина, «Бабушкины сказки» (1867, Государственная Третьяковская галерея). Сюжет картины несложен: вечер, изба, освещенная неровным светом лучины; большая крестьянская семья, увлеченно слушающая рассказчицу. Несмотря на незрелость этого полотна, оно содержит много новых, самобытных черт, которые получат развитие в последующем творчестве художника.
Обращаясь к жизни русской деревни, художники-«шестидесятники» показывали крестьянство в аспекте социальной проблематики.
Максимов изображает деревню в ином, но тоже чрезвычайно важном аспекте. Он ищет красоту и привлекательность в будничной, повседневной жизни крестьян, ее обычаев и обрядов. Картина «Бабушкины сказки» дает почувствовать то духовное, эмоциональное воздействие, которое оказывают на души крестьян созданные народной фантазией предания и легенды. Все присутствующие - и рассказчица и слушатели - глубоко захвачены сказкой. Поэтичен образ молодой девушки. Очень правдиво и тепло изображены двое ребят (на переднем плане). Особенно выразителен образ бабушки: ее характерное лицо, преображенное вдохновенным рассказом, энергичная поза, положение рук - больших, крепких рук, знающих тяжелый труд.
Образ этот навеян воспоминаниями о матери художника, которая знала множество сказаний. Своеобразная, естественная величавость присуща не только рассказчице, но и фигуре старика (высокая, статная фигура, величественная посадка головы). Не подавленное веками рабства светлое чувство человеческого достоинства, полнота духовной жизни как бы изнутри освещают главных персонажей картины. Все они написаны с натуры, но не со случайных моделей: художнику позировали крестьяне родного села.
Максимова можно с полным правом назвать создателем крестьянского интерьера (это относится не только к «Бабушкиным сказкам», но и к последующим произведениям художника). Полотна художников 30-х и 40-х годов дали прекрасные изображения дворянского усадебного интерьера. Федотов и Перов создали интерьер купеческий. Но крестьянского интерьера русское искусство еще почти не знало. Хотя у Венецианова есть несколько полотен с изображением внутреннего вида избы, однако в большинстве случаев он предпочитал выносить действие своих крестьянских сцен на открытый воздух.
Перов в этом отношении следовал примеру Венецианова. Из поколения художников 60-70-х годов только Максимов обладал тем глубоким, органическим и конкретным знанием крестьянского быта, а главное, интересом к внутреннему укладу жизни крестьянской семьи, которое давало ему возможность правдиво воссоздавать интерьер крестьянской избы с ее светцом, с лучиной, русской печью, обвешанной пучками трав, зыбкой, прялкой и другими предметами повседневного крестьянского быта.
Ощущение подлинности жизни персонажей благодаря их изображению в родной среде - замечательная особенность произведений художника («Бедный ужин», «Заем хлеба», «Слепой хозяин», «Вдовец» и др.). Доскональность знания крестьянского быта сказывается и в изображении костюмов. Одежда крестьян в картинах 60-х годов обычно единообразна. Это кожух или армяк, порой с нарочито подчеркнутыми художником заплатами. Максимов вводит своих персонажей внутрь избы, снимая с их плеч полушубки и зипуны. Молодых женщин из «Бабушкиных сказок» он еще не решается одеть в повседневные платья, хотя и вносит в их облик конкретные штрихи.
Костюм же старухи чрезвычайно типичен. На ней именно такой коричневатый платок и именно такое «кубовое» (как говорили в старину) платье, которое бытовало в течение многих лет и которое позже прочно вошло в ассортимент ситцепечатных фабрик, работающих для российских губерний. Однако правдивое воспроизведение крестьянского интерьера, бытовых этнографических деталей никогда не было у Максимова самоцелью. Оно помогало художнику в поэтическом осмыслении народной жизни, духовных творческих возможностей крестьянских масс.
Тема пробуждения народных талантов вообще очень близка Максимову. Он возвращается к ней в картинах «Будущий художник» и «Юный изобретатель».
В 1871 году Максимов выступает на первой же выставке Товарищества. Из переписки художника видно, что он очень горячо принимал к сердцу судьбы этого объединения.
Мягкий и застенчивый в повседневной жизни, требовательный и неутомимый в творческом труде, Максимов подолгу живет один в деревне, стоически перенося житейские невзгоды. Здесь он пишет свое наиболее значительное полотно - «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875, Государственная Третьяковская галерея). Изба, где Максимов живет в эти годы, мало приспособлена для зимнего жилья. Художник мерзнет, живет зачастую впроголодь. Но зато имеет множество великолепных моделей. Местные крестьяне охотно позируют своему земляку. Максимов ищет типическую натуру, ищет напряженно и без устали. Письма к жене этого периода полны тревогами и радостями этих творческих исканий.
продолжение...
|