На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страниц 10
Страниц 11
Страниц 12

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Амазонка,
Михаил Нестеров

   
Основные бытописатели в Товариществе и развитие их тенденций

«Между художниками было две партии, - говорит Максимов, - за конкурсы по старым правам и за свободный выбор сюжета для конкурсантов. Я был на стороне свободного выбора ...». «Поездку за границу, - продолжает он, - я никогда не считал верхом благополучия, находил ее даже вредной для молодого человека, не знающего своей родины».
Отрицая заграничное пенсионерство, Максимов, как и многие его сотоварищи, считал необходимым для молодого таланта крепнуть на родной почве, изучая близкую ему жизнь. «Как хорошо теперь, - восклицает он в своем письме Савицкому от 29 января 1877 года, - Репин на родине живет, Вы тоже в захолустье работаете с усердием ... Уж верно, Вы отличитесь на нынешний раз, недаром не кажете сюда глаз».
Художник последователен. Отказавшись от конкурса на большую золотую медаль и выйдя в 1866 году из Академии, Максимов уезжает в деревню. Им руководило не только убеждение в необходимости изучить свой народ, но и глубокая потребность в общении с крестьянством, глубокая внутренняя близость к деревне. «Я теперь вот и в своей семье, а душа болит по деревне ... Здесь я живу невольником ради воспитания детей».
Через три года снова: «... городская жизнь далеко меня не удовлетворяет, так бы и удрал опять к этим добрым людям ...». Все свои лучшие картины Максимов пишет непосредственно в деревне. Он сам рассказывает Третьякову, что с конца 60-х годов он «... уже не писал городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих мало знакомых людей, а перешел навсегда к деревенской жизни».
Из небольших композиций, написанных в 60-х годах, наибольшее признание получила картина «Больное дитя», сюжет ее навеян смертью племянницы художника в пору летней страды. Однако первый успех принесла Максимову картина, «Бабушкины сказки» (1867, Государственная Третьяковская галерея). Сюжет картины несложен: вечер, изба, освещенная неровным светом лучины; большая крестьянская семья, увлеченно слушающая рассказчицу. Несмотря на незрелость этого полотна, оно содержит много новых, самобытных черт, которые получат развитие в последующем творчестве художника.
Обращаясь к жизни русской деревни, художники-«шестидесятники» показывали крестьянство в аспекте социальной проблематики.
Максимов изображает деревню в ином, но тоже чрезвычайно важном аспекте. Он ищет красоту и привлекательность в будничной, повседневной жизни крестьян, ее обычаев и обрядов. Картина «Бабушкины сказки» дает почувствовать то духовное, эмоциональное воздействие, которое оказывают на души крестьян созданные народной фантазией предания и легенды. Все присутствующие - и рассказчица и слушатели - глубоко захвачены сказкой. Поэтичен образ молодой девушки. Очень правдиво и тепло изображены двое ребят (на переднем плане). Особенно выразителен образ бабушки: ее характерное лицо, преображенное вдохновенным рассказом, энергичная поза, положение рук - больших, крепких рук, знающих тяжелый труд. Образ этот навеян воспоминаниями о матери художника, которая знала множество сказаний. Своеобразная, естественная величавость присуща не только рассказчице, но и фигуре старика (высокая, статная фигура, величественная посадка головы). Не подавленное веками рабства светлое чувство человеческого достоинства, полнота духовной жизни как бы изнутри освещают главных персонажей картины. Все они написаны с натуры, но не со случайных моделей: художнику позировали крестьяне родного села.
Максимова можно с полным правом назвать создателем крестьянского интерьера (это относится не только к «Бабушкиным сказкам», но и к последующим произведениям художника). Полотна художников 30-х и 40-х годов дали прекрасные изображения дворянского усадебного интерьера. Федотов и Перов создали интерьер купеческий. Но крестьянского интерьера русское искусство еще почти не знало. Хотя у Венецианова есть несколько полотен с изображением внутреннего вида избы, однако в большинстве случаев он предпочитал выносить действие своих крестьянских сцен на открытый воздух.
Перов в этом отношении следовал примеру Венецианова. Из поколения художников 60-70-х годов только Максимов обладал тем глубоким, органическим и конкретным знанием крестьянского быта, а главное, интересом к внутреннему укладу жизни крестьянской семьи, которое давало ему возможность правдиво воссоздавать интерьер крестьянской избы с ее светцом, с лучиной, русской печью, обвешанной пучками трав, зыбкой, прялкой и другими предметами повседневного крестьянского быта.
Ощущение подлинности жизни персонажей благодаря их изображению в родной среде - замечательная особенность произведений художника («Бедный ужин», «Заем хлеба», «Слепой хозяин», «Вдовец» и др.). Доскональность знания крестьянского быта сказывается и в изображении костюмов. Одежда крестьян в картинах 60-х годов обычно единообразна. Это кожух или армяк, порой с нарочито подчеркнутыми художником заплатами. Максимов вводит своих персонажей внутрь избы, снимая с их плеч полушубки и зипуны. Молодых женщин из «Бабушкиных сказок» он еще не решается одеть в повседневные платья, хотя и вносит в их облик конкретные штрихи. Костюм же старухи чрезвычайно типичен. На ней именно такой коричневатый платок и именно такое «кубовое» (как говорили в старину) платье, которое бытовало в течение многих лет и которое позже прочно вошло в ассортимент ситцепечатных фабрик, работающих для российских губерний. Однако правдивое воспроизведение крестьянского интерьера, бытовых этнографических деталей никогда не было у Максимова самоцелью. Оно помогало художнику в поэтическом осмыслении народной жизни, духовных творческих возможностей крестьянских масс.
Тема пробуждения народных талантов вообще очень близка Максимову. Он возвращается к ней в картинах «Будущий художник» и «Юный изобретатель».
В 1871 году Максимов выступает на первой же выставке Товарищества. Из переписки художника видно, что он очень горячо принимал к сердцу судьбы этого объединения.
Мягкий и застенчивый в повседневной жизни, требовательный и неутомимый в творческом труде, Максимов подолгу живет один в деревне, стоически перенося житейские невзгоды. Здесь он пишет свое наиболее значительное полотно - «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875, Государственная Третьяковская галерея). Изба, где Максимов живет в эти годы, мало приспособлена для зимнего жилья. Художник мерзнет, живет зачастую впроголодь. Но зато имеет множество великолепных моделей. Местные крестьяне охотно позируют своему земляку. Максимов ищет типическую натуру, ищет напряженно и без устали. Письма к жене этого периода полны тревогами и радостями этих творческих исканий.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru