Основные бытописатели в Товариществе и развитие их тенденций
Жанр картины-новеллы представляли на первых передвижных выставках не только полотна Прянишникова, но и произведения других художников. Для некоторых из них бытовая живопись была лишь временным прибежищем, как, например, для Виктора Васнецова. Карл Федорович Гун (1830-1877), выступивший на выставках 70-х годов с серией небольших жанровых картин, посвященных жизни нормандских крестьян, стал известен прежде всего как исторический живописец.
В ряде случаев основной вклад художников в этой сфере был сделан до возникновения Товарищества. Примером служит творчество одного из учредителей Товарищества - Михаила Петровича Клодта (1835-1914). Уже в конце 50-х и в начале 60-х годов он создал картины, которые остаются и до сих пор лучшими в его наследии как жанриста. Это небольшое полотно «Последняя весна» (1861, Государственная Третьяковская галерея). Царящая в картине атмосфера искренней заботы, грусти и любви к умирающей девушке передана без аффектации, хотя и несколько сентиментально. В изобразительном языке картины много от традиций 40-50-х годов. Но в ней проступают и новые черты, ощущаемые в стремлении художника передать озаряющий интерьер солнечный свет, в его интересе к задачам пленэрной живописи.
В 70-х годах и позже М.П.Клодт не создал бытовых картин, равных «Последней весне», хотя систематически выступал на передвижных выставках (начиная с 1-й и вплоть до 42-й - в год своей смерти). Тем не менее его полотна «Въезд улан», «Подвенечное платье» и другие встречали в общем благожелательную оценку зрителя. Наиболее значительна среди них картина «Перед отъездом» (1878, Ивановский художественный музей). В ней очень просто и искренне изображено прощание старушки матери с сыном-офицером. Стасов отметил элегический характер картины - это определение можно отнести и к ряду других работ Клодта.
На передвижных выставках 70-х годов были представлены первые и порой еще недостаточно зрелые произведения начинающих бытописателей, расцвет творчества которых падает на последующие годы.
В известной мере это относится и к Владимиру Егоровичу Маковскому (1846-1920). Правда, в 70-е годы он был уже автором таких картин, как «В приемной у доктора» (1870) и «Посещение бедных» (1874, 3-я выставка Товарищества), «Варят варенье» (1876), и др. Его талант юмориста и рассказчика можно было оценить по заслугам. Но эти картины определяли как бы только одну грань творчества Вл.Маковского. Заметим, что Вл. Маковский, как и М.П.Клодт, прошел с Товариществом всю свою жизнь. Начиная с 1-й и вплоть до 47-й выставки (уже в советские годы) он постоянно выставлялся.
Вл. Маковский принадлежал к целой династии Маковских-передвижников. Его отец, Е.Маковский, родоначальник этой династии, был известным художественным деятелем, стоявшим у колыбели Московского Училища живописи, ваяния и зодчества и Московского художественного общества.
Два его брата, Константин и Николай (пейзажист), были в числе учредителей Товарищества, а Константин - и одним из участников «бунта 14-ти». Экспонентом Товарищества стала их сестра, Александра, и, наконец, уже на рубеже нового века сын Владимира Маковского, Александр, тоже вступил в Товарищество. Наиболее ярко были одарены Владимир и Константин. Однако творческие и жизненные судьбы их сложились по-разному.
Отношения, установившиеся у Константина Егоровича Маковского (1839-1915) с передвижниками, были сложными и противоречивыми. В годы, когда Товарищество только собирало силы и когда каждый талантливый участник выставок был особенно в цене, К. Маковский выставился лишь однажды (картина «Урок пряжи», 3-я выставка).
Между тем писал он в эти годы много, но не спешил показывать свои работы на выставках Товарищества. Выставлялся он в других организациях и на всемирных выставках. Каждая картина свидетельствовала о широком диапазоне его эффектного и блестящего дарования, о быстро растущем мастерстве художника. С большой надеждой следили передвижники в начале 70-х годов за его восходящей звездой. С годами надежда эта сменилась тревогой и разочарованием. Об этом свидетельствуют, например, высказывания о К.Маковском в конце 70-х годов Поленова и Савицкого. Становилось все более очевидным, что орбита этой звезды все больше и дальше отклоняется от основного пути Товарищества.
Начинал К.Маковский как автор картин, правдиво рисующих быт городской бедноты. Демократическая направленность раннего творчества Маковского проявилась в многофигурном полотне «Народное гулянье во время масленицы в Адмиралтействе в Петербурге» (1869, Государственный Русский Музей), свидетельствующем о живом интересе художника к народной жизни, к народным нравам и обычаям. Маковский пишет и согретую сочувствием к простому человеку картину «Похороны в деревне» (1872). Однако уже в полотне «Дети, бегущие от грозы» того же года (ПТ), в котором испуганные грозой крестьянские дети кажутся барышнями, переодетыми в крестьянские платья для модных
в то время живых картин, дают о себе знать черты салонности и внешней красивости, которые станут преобладающими в более поздних работах художника.
Наметившееся в картине «Народное гулянье во время масленицы в Адмиралтействе в Петербурге» тяготение К. Маковского к многофигурной композиции заметно и в полотне «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876, Государственный Русский Музей), написанном на основе личных наблюдений во время путешествия за границу. Это полотно свидетельствует о мастерстве художника в изображении массовой сцены, движения толпы и в решении других задач сложной многофигурной композиции. Но блестящее мастерство в передаче раскаленного солнцем воздуха, самой обстановки и атрибутов происходящего события было не в силах скрыть чисто внешнюю,
поверхностную эффектность этого полотна, выдающую модное в те годы увлечение художника экзотикой Востока. Поэтому вклад К.Маковского как бытописателя в Товарищество, в сущности, невелик, и творчество его говорит, скорее, не о достижениях, а об имевших место противоречиях в их среде и идейных отступлениях отдельных участников объединения.
И когда в 1879 году К.Маковский все же выразил желание пойти с передвижниками - это был период их высокой славы, - его заявление встретило двойственное отношение и послужило поводом для изменения некоторых условий приема новых членов.
К.Маковский был принят в Товарищество. Но он предстает в последующие годы в ином качестве - как блестящий модный портретист, мастер салонных портретов, нарядных обстановочных исторических картин.
О противоречиях в деятельности Товарищества свидетельствует и творческая биография Федора Андреевича Бронникова (1827-1902).
Бронников был предан делу передвижников много лет. Жизнь художника была неизменно связана с Италией, где он и завоевал полное признание. Статья о его творчестве вошла в «Итальянскую галерею биографий», а родной его город Шадринск, гордый своим земляком, издал перевод этой статьи.
Среди работ 70-х годов и начала 80-х, особенно тех, которые Бронников присылал на передвижные выставки, были и произведения, несущие в себе реалистические начала. Это «Художник в приемной богача» (1876), «Нищий» (1881) - полотна, близкие передвижникам своим демократическим содержанием. Демократические черты присущи и картинам «Просители в приемной у кардинала в Риме» (1882), «Воскресная школа детей в церкви» (1882). В композиции «Проклятое поле».
Место казни в древнем Риме. Распятые рабы. 1878, Государственная Третьяковская галерея) художник делает серьезную попытку создания исторической картины драматического содержания. Однако преобладающими в творчестве художника являются слащавые итальянские пейзажи, сентиментальные, а порой чувственно-вызывающие «головки» молодых итальянок, нарядные, отражающие лжеизысканные вкусы композиции на античные сюжеты.
Появление на выставках Товарищества салонных полотен К.Маковского и Бронникова свидетельствовало о проникновении в среду передвижников чуждых начал, подрывало идейную и творческую целостность объединения.
к началу...
|