На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страниц 10
Страниц 11
Страниц 12

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Аленушка,
Виктор Васнецов, 1881

   
Основные бытописатели в Товариществе и развитие их тенденций

Жанр картины-новеллы представляли на первых передвижных выставках не только полотна Прянишникова, но и произведения других художников. Для некоторых из них бытовая живопись была лишь временным прибежищем, как, например, для Виктора Васнецова. Карл Федорович Гун (1830-1877), выступивший на выставках 70-х годов с серией небольших жанровых картин, посвященных жизни нормандских крестьян, стал известен прежде всего как исторический живописец.
В ряде случаев основной вклад художников в этой сфере был сделан до возникновения Товарищества. Примером служит творчество одного из учредителей Товарищества - Михаила Петровича Клодта (1835-1914). Уже в конце 50-х и в начале 60-х годов он создал картины, которые остаются и до сих пор лучшими в его наследии как жанриста. Это небольшое полотно «Последняя весна» (1861, Государственная Третьяковская галерея). Царящая в картине атмосфера искренней заботы, грусти и любви к умирающей девушке передана без аффектации, хотя и несколько сентиментально. В изобразительном языке картины много от традиций 40-50-х годов. Но в ней проступают и новые черты, ощущаемые в стремлении художника передать озаряющий интерьер солнечный свет, в его интересе к задачам пленэрной живописи.
В 70-х годах и позже М.П.Клодт не создал бытовых картин, равных «Последней весне», хотя систематически выступал на передвижных выставках (начиная с 1-й и вплоть до 42-й - в год своей смерти). Тем не менее его полотна «Въезд улан», «Подвенечное платье» и другие встречали в общем благожелательную оценку зрителя. Наиболее значительна среди них картина «Перед отъездом» (1878, Ивановский художественный музей). В ней очень просто и искренне изображено прощание старушки матери с сыном-офицером. Стасов отметил элегический характер картины - это определение можно отнести и к ряду других работ Клодта.
На передвижных выставках 70-х годов были представлены первые и порой еще недостаточно зрелые произведения начинающих бытописателей, расцвет творчества которых падает на последующие годы.
В известной мере это относится и к Владимиру Егоровичу Маковскому (1846-1920). Правда, в 70-е годы он был уже автором таких картин, как «В приемной у доктора» (1870) и «Посещение бедных» (1874, 3-я выставка Товарищества), «Варят варенье» (1876), и др. Его талант юмориста и рассказчика можно было оценить по заслугам. Но эти картины определяли как бы только одну грань творчества Вл.Маковского. Заметим, что Вл. Маковский, как и М.П.Клодт, прошел с Товариществом всю свою жизнь. Начиная с 1-й и вплоть до 47-й выставки (уже в советские годы) он постоянно выставлялся.
Вл. Маковский принадлежал к целой династии Маковских-передвижников. Его отец, Е.Маковский, родоначальник этой династии, был известным художественным деятелем, стоявшим у колыбели Московского Училища живописи, ваяния и зодчества и Московского художественного общества.
Два его брата, Константин и Николай (пейзажист), были в числе учредителей Товарищества, а Константин - и одним из участников «бунта 14-ти». Экспонентом Товарищества стала их сестра, Александра, и, наконец, уже на рубеже нового века сын Владимира Маковского, Александр, тоже вступил в Товарищество. Наиболее ярко были одарены Владимир и Константин. Однако творческие и жизненные судьбы их сложились по-разному.
Отношения, установившиеся у Константина Егоровича Маковского (1839-1915) с передвижниками, были сложными и противоречивыми. В годы, когда Товарищество только собирало силы и когда каждый талантливый участник выставок был особенно в цене, К. Маковский выставился лишь однажды (картина «Урок пряжи», 3-я выставка).
Между тем писал он в эти годы много, но не спешил показывать свои работы на выставках Товарищества. Выставлялся он в других организациях и на всемирных выставках. Каждая картина свидетельствовала о широком диапазоне его эффектного и блестящего дарования, о быстро растущем мастерстве художника. С большой надеждой следили передвижники в начале 70-х годов за его восходящей звездой. С годами надежда эта сменилась тревогой и разочарованием. Об этом свидетельствуют, например, высказывания о К.Маковском в конце 70-х годов Поленова и Савицкого. Становилось все более очевидным, что орбита этой звезды все больше и дальше отклоняется от основного пути Товарищества.
Начинал К.Маковский как автор картин, правдиво рисующих быт городской бедноты. Демократическая направленность раннего творчества Маковского проявилась в многофигурном полотне «Народное гулянье во время масленицы в Адмиралтействе в Петербурге» (1869, Государственный Русский Музей), свидетельствующем о живом интересе художника к народной жизни, к народным нравам и обычаям. Маковский пишет и согретую сочувствием к простому человеку картину «Похороны в деревне» (1872). Однако уже в полотне «Дети, бегущие от грозы» того же года (ПТ), в котором испуганные грозой крестьянские дети кажутся барышнями, переодетыми в крестьянские платья для модных в то время живых картин, дают о себе знать черты салонности и внешней красивости, которые станут преобладающими в более поздних работах художника.
Наметившееся в картине «Народное гулянье во время масленицы в Адмиралтействе в Петербурге» тяготение К. Маковского к многофигурной композиции заметно и в полотне «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876, Государственный Русский Музей), написанном на основе личных наблюдений во время путешествия за границу. Это полотно свидетельствует о мастерстве художника в изображении массовой сцены, движения толпы и в решении других задач сложной многофигурной композиции. Но блестящее мастерство в передаче раскаленного солнцем воздуха, самой обстановки и атрибутов происходящего события было не в силах скрыть чисто внешнюю, поверхностную эффектность этого полотна, выдающую модное в те годы увлечение художника экзотикой Востока. Поэтому вклад К.Маковского как бытописателя в Товарищество, в сущности, невелик, и творчество его говорит, скорее, не о достижениях, а об имевших место противоречиях в их среде и идейных отступлениях отдельных участников объединения.
И когда в 1879 году К.Маковский все же выразил желание пойти с передвижниками - это был период их высокой славы, - его заявление встретило двойственное отношение и послужило поводом для изменения некоторых условий приема новых членов.
К.Маковский был принят в Товарищество. Но он предстает в последующие годы в ином качестве - как блестящий модный портретист, мастер салонных портретов, нарядных обстановочных исторических картин.
О противоречиях в деятельности Товарищества свидетельствует и творческая биография Федора Андреевича Бронникова (1827-1902).
Бронников был предан делу передвижников много лет. Жизнь художника была неизменно связана с Италией, где он и завоевал полное признание. Статья о его творчестве вошла в «Итальянскую галерею биографий», а родной его город Шадринск, гордый своим земляком, издал перевод этой статьи.
Среди работ 70-х годов и начала 80-х, особенно тех, которые Бронников присылал на передвижные выставки, были и произведения, несущие в себе реалистические начала. Это «Художник в приемной богача» (1876), «Нищий» (1881) - полотна, близкие передвижникам своим демократическим содержанием. Демократические черты присущи и картинам «Просители в приемной у кардинала в Риме» (1882), «Воскресная школа детей в церкви» (1882). В композиции «Проклятое поле». Место казни в древнем Риме. Распятые рабы. 1878, Государственная Третьяковская галерея) художник делает серьезную попытку создания исторической картины драматического содержания. Однако преобладающими в творчестве художника являются слащавые итальянские пейзажи, сентиментальные, а порой чувственно-вызывающие «головки» молодых итальянок, нарядные, отражающие лжеизысканные вкусы композиции на античные сюжеты.
Появление на выставках Товарищества салонных полотен К.Маковского и Бронникова свидетельствовало о проникновении в среду передвижников чуждых начал, подрывало идейную и творческую целостность объединения.

к началу...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru