На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страниц 10
Страниц 11
Страниц 12

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Портрет писателя
Леонида Андреева,
Валентин Серов, 1907

   
Основные бытописатели в Товариществе и развитие их тенденций

Бытописателем пореформенной деревни выступает на первых выставках Товарищества Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905). Тяготение многих художников к эпическому решению крестьянской темы оказалось для Савицкого особенно органичным.
Вступив в Товарищество в 1878 году, Савицкий был предан ему всю жизнь. Это был человек отзывчивый, жизнерадостный и любознательный. Одна из затеянных Савицким экскурсий натолкнула Репина написать картину о бурлаках. Крамской считал молодого Савицкого человеком мягким и не видел в нем качеств бойца. Сам художник тоже говорил, что склонен к колебаниям. «Я, к сожалению, из тех людей, которые не умеют предначертать себе ясный, неизменный путь впереди, вечно шатающийся», - писал он. Поведение Савицкого как члена Товарищества говорит, однако, совсем о другом. Лишенный сухого педантизма, Савицкий был в то же время рыцарски щепетилен в вопросах деятельности Товарищества и принятых на себя его членами обязательств. В вопросах творческих он был настойчив и последователен, в дружбе - тверд и предан, умел становиться выше мелочей. Он не дал пошатнуться своей долголетней дружбе с Шишкиным из-за недоразумений, возникших в связи с вопросом об авторстве знаменитого «Утра в сосновом бору». Его вдумчивость и такт помогли рассеять взаимное непонимание, возникшее между передвижниками и Крамским и отягчившее последние годы жизни Крамского.
Те или иные идейные колебания у Савицкого бывали, особенно в 90-х годах, когда им временно овладели религиозные настроения. Но общая прогрессивная, демократическая направленность творчества сохраняется на протяжении всей его жизни. С Товариществом Савицкий связал свою судьбу еще в ученические годы.
В 1873 году Савицкий не был, как уже говорилось, допущен к конкурсу на большую золотую медаль, хотя он был награжден малой золотой медалью, дающей право стать в ряд конкурентов. Этому помешала та тесная дружба, которая связала его с передвижниками еще до формального вступления в Товарищество. Исеев после ряда формальных предлогов прямо объяснил: «Вы принадлежите к такому кружку, который критикует все действия Академии».
Действительно, Савицкий не скрывал своей близости к передвижникам: он еще был учеником Академии, когда дебютировал на 2-й Передвижной выставке (картины «Дети» и «Утро чиновника»). Лето 1873 года он провел очень продуктивно вместе с Крамским и Шишкиным в Тульской губернии, возле станции Козловка-Засека. Здесь, наблюдая прокладку железнодорожной линии, он и написал «Ремонтные работы на железной дороге» (1874, Государственная Третьяковская галерея) - свою первую значительную картину, которая с полным основанием вошла в историю русской живописи, несмотря на ощущаемую в ней творческую неопытность художника. Стасов отметил, например, белесость колорита, недостаточно ясно выраженное движение групп рабочих. Невыгодно было для картины и невольно возникающее сравнение с «Бурлаками» Репина, которые были закончены только за два года до ее появления и, конечно, хорошо памятны всем.
Тема картины очень злободневна для российской действительности 70-х годов, когда на стройке железных дорог за счет ужасающей эксплуатации рабочих наживались сказочные состояния. На выбор сюжета картины, возможно, повлияла поэма Некрасова «Железная дорога» - поэма, любимая всей передовой интеллигенцией. Возможно, что маленькая фигурка надсмотрщика (на возвышении, в глубине) - дань увлечения «музой гнева и печали» («... грабили нас грамотеи-десятники ...» - у Некрасова). В то же время если бы Савицкий не увидел воочию самих ремонтников, если бы не наблюдал и не писал их с натуры, картина вряд ли была бы создана.
Развертывая пространство в глубину, Савицкий заполняет его фигурами рабочих, движущихся с тачками к переднему плану, а вдали - вверх по косогору. Из массы поденщиков Савицкий выделяет группу двигающихся друг за другом троих рабочих, как бы концентрирующих в себе черты, в той или иной мере присущие всем этим труженикам, выброшенным из деревень на заводы, фабрики, на транспорт. Особенно выразителен образ рабочего с повязкой на голове. Родственный репинским бурлакам, он дает почувствовать таящиеся в народе огромные потенциальные силы.
Герои Савицкого сегодня еще полукрестьяне, завтра - кадровые рабочие. Происходивший в пореформенной России 70-х годов процесс «раскрестьянивания крестьянства» и нарождения пролетариата запечатлен в картине очень убедительно. Получил в ней свое отражение и безрадостный характер труда наемного рабочего по сравнению с крестьянским трудом.
В картине «Ремонтные работы на железной дороге» проявилось характерное для Савицкого тяготение к изображению человеческой массы. Отдельные персонажи и группы людей воспринимаются здесь как части слитного целого. В последующие годы это тяготение становится в творчестве художника более ощутимым. Картина была приобретена Третьяковым. Это дало возможность Савицкому поехать за границу и присоединиться к своим товарищам - пенсионерам Академии.
Очень настаивал на поездке Крамской. Он полагал, что для Савицкого обстановка, сложившаяся в это время в художественной жизни Петербурга, была тяжелой. Возможно, что этот неутомимый «ловец душ человеческих» боялся потерять Савицкого как будущего члена Товарищества. Беспокоила его и близость молодого художника к кружку Семирадского.
В Париже Савицкого приветливо встретил Боголюбов. Сблизился Савицкий и с Дмитриевым-Оренбургским. С Репиным же, который также жил в это время в Париже, он был дружен давно. От заграничного периода сохранились этюды с натуры и целая серия эскизов к картине «Путешественники в Оверни».
Савицкий не был удовлетворен живописными качествами своих произведений и особенно картиной «Ремонтные работы на железной дороге». Самокритичное отношение к колориту «Ремонтных работ» сказывается в следующих словах, обращенных к Третьякову: «Замечание Ваше относительно неудовлетворенности тона моей картины («Ремонта железной дороги») разделяю с Вами вполне ... Теперь, когда я здесь в Париже окружен множеством картин, по преимуществу отличающихся блеском колорита и сочностью красок, этот недостаток мой в особенности и всей вообще нашей русской живописи поражает еще сильнее» Характерны, однако, строки, написанные непосредственно за приведенным выше замечанием: «Современная живопись французов главным образом этим только и сильна ... внешность предпочитается внутренним достоинствам и серьезному содержанию их произведений».
«Не думаю, чтобы нашел где-либо, кроме России, для себя живой интерес», - писал он Поленову 29 января 1874 года.
На 6-й Передвижной выставке Савицкий показывает картину «Встреча иконы» (1878, Государственная Третьяковская галерея), ставшую, по словам Стасова, «одним из самых значительных и важных созданий новой русской школы».

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru