На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страниц 10
Страниц 11
Страниц 12

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Пасечник,
Иван Крамской, 1872

   
Основные бытописатели в Товариществе и развитие их тенденций

Первой картиной, принесшей художнику признание, были «Шутники. Гостиный двор в Москве» (1865, Государственная Третьяковская галерея), представленной на академической выставке 1865 года. По меткости психологических характеристик, по разнообразию персонажей, по силе типизации эта картина принадлежит к лучшим произведениям 60-х годов. С глубоким осуждением Прянишников показывает здесь глумление над человеческим достоинством, сытое самодовольство и духовную ограниченность купчиков и их «молодцов», превративших старика (вероятно, мелкого отставного чиновника) в мишень для издевательства. Художник, вероятно, неоднократно наблюдал подобные сцены в московских торговых рядах. Сам сюжет, по-видимому, навеян ему пьесой Островского «Шутники». В картине улавливается и близость к полотнам Перова. Она сказывается в тщательном подборе типов, в особом внимании к мимике, в ювелирной тонкости в передаче выразительных деталей. Но многое увидено и передано Прянишниковым вполне самостоятельно. Например, центральный образ - образ пляшущего отставного чиновника (своего рода Акакия Акакиевича 60-х годов).
Но в картине можно почувствовать академическую школу. Это больше всего относится к построению общей композиции. Так, например, чиновник - объект издевательства - помещен в центре широкого полукружия досужих зрителей. Это полукружие замыкается двумя очень хорошо написанными фигурами, недвижными, как монументы (фигурой купца в сверкающем цилиндре, с роскошным меховым воротником, и купчихи в атласной шубе). Эти две фигуры как бы олицетворяют тот мир, в котором достоинство человека измеряется его мошной. Подчеркнута почти скульптурная выпуклость форм, выразительность силуэта. Цвет локален.
Являясь одним из ведущих мастеров московской группы будущих передвижников, Прянишников становится членом-учредителем Товарищества, участником почти всех его выставок. Связав свою судьбу с Товариществом и будучи верным его идеалам и устремлениям, он отразил в своем творчестве сильные и слабые стороны этого объединения, свойственные ему черты противоречивости. На 1-й Передвижной выставке Прянишников дебютирует двумя полотнами - «Порожняки» (1871, Государственная Третьяковская галерея) и «Погорелые» (1871). Картина «Порожняки» принесла художнику широкую известность.
В картине изображен юноша, семинарист или студент, возвращающийся «на обратных» в деревню. Единственная кладь, которую он везет с собой, - пачка книг. Современная печать проводила совершенно закономерную параллель между «Порожняками» и стихотворением «Школьник» Некрасова. Прянишников один из первых вводит в русскую живопись образ разночинца, интеллигента из народа, несущего в народ просвещение. Дело, впрочем, не только в появлении в картине Прянишникова нового героя. Важным был и тот круг настроений и идей, которые нес с собой созданный художником образ разночинца-демократа. Вопрос о роли интеллигенции в революционном движении, о долге ее перед народом волновал народническую интеллигенцию, оживленно дебатировался в радикальных кружках.
Картина не дает той развернутой многоплановой характеристики главного персонажа, которую мы видим в «Шутниках», однако творческое осмысление этого образа и в той мере, в какой это сделал Прянишников, было бесспорным завоеванием художника. Едущий в розвальнях прозябший юноша семинарист обрисован Прянишниковым с теплой лирической интонацией. В нем воплощены типические черты многих представителей учащейся разночинной молодежи, которая, претерпевая тяжелые лишения, стремилась к знаниям. Огромную роль в картине играет прекрасно написанный зимний пейзаж. Клубящаяся снежная пыль окутывает полупрозрачной дымкой бескрайние дали, пылающие розово-оранжевыми красками заката ... Все дальше и дальше в эти дали, в самые недра Руси, уходит обоз. В своей рецензии на 1-ю Передвижную выставку Салтыков-Щедрин назвал «Порожняки» перлом выставки.
В последующие годы художник отдает дань крестьянской теме. Он пишет картину «Порубка» (1874, Харьковский музей изобразительного искусства), изображающую пойманного с поличным мужика, а в 80-е годы - серию полотен, посвященных деревенской детворе («Ребятишки в луже», 1882; «Ребятишки-рыбачки», 1882, и др.). С этим кругом произведений соприкасается цикл охотничьих полотен художника - «Охота пуще неволи» (1882, Государственная Третьяковская галерея), а также написанная с легким юмором картина «Конец охоты» (1884, Государственная Третьяковская галерея), продолжающие традиции Перова в этой области. Однако доминирующими в творчестве Прянишникова по-прежнему остаются полотна, посвященные жизни городского мещанства, купечества, мелкого служилого люда. Наиболее значительно среди них небольшое полотно «Жестокие романсы» (1881, Государственная Третьяковская галерея), привлекающее острым юмором, меткостью характеристик персонажей. Принаряженный молодой чиновник смущает своими откровенными романсами «с намеком» девицу, одетую с мещанской претенциозностью; девица досадливо отворачивается, чувствует себя неловко, но терпеливо слушает.
Автор картины прекрасно знает этот мир и не пренебрегает ни одной сколько-нибудь выразительной, типической деталью.
Живописное видение художника, обогатившееся за прошедшие годы, помогает ему написать и фигуры и интерьер - пластично, чистыми, свежими красками, - достичь при звонкости сочетаний гармоничности колорита. Этому полотну близка одна из позднейших картин Прянишникова - «У тихой пристани» (1893). За шуточной ситуацией здесь встает мир мещанского благополучия. К этому кругу полотен относится и картина «В ожидании шафера» (1891)2, посвященная быту купечества. Покровительствующая бедной невесте пышная купчиха, смущенный и робкий отец невесты, сама молодая девушка, по-видимому, выходящая за нелюбимого, - все действующие лица картины изображены метко и остро (образ купчихи сатирически подчеркнут). В композиционном решении использован принцип противоположения, свойственный многим произведениям 60-х годов. Но изобразительные средства, которыми пользуется художник, говорят о прошедших десятилетиях. Характерен, например, композиционный срез, благодаря которому фигура купчихи, выдвинутая вперед, дана крупным планом, что свидетельствует о поисках художником новых пластических приемов.
Прянишников обращается и к исторической теме, но и в ней остается жанристом. Его картина «Эпизод из войны 1812 года» (1874, Государственная Третьяковская галерея), сюжет которой, возможно, навеян художнику романом «Война и мир» Толстого, воспроизводит войну в ее повседневности. Тем не менее, в картине звучат патриотические ноты. Выразительные образы крестьян-партизан раскрывают народный характер Отечественной войны. Показательно, что картина эта вошла в народное сознание, как порой песни профессиональных композиторов становились песнями народными: в течение многих лет во время народных празднеств картину «Эпизод из войны 1812 года» Прянишникова инсценировали в балаганах.
Прянишников отдает дань увлечения и массовым композициям, широким народным сценам. Сюда относится «Спасов день на Севере» (1887, Государственная Третьяковская галерея), «Общий жертвенный котел» (1888, Саратовский художественный музей). Но по своему дарованию он не был мастером монументального склада. Лучшее полотно этого круга, «Спасов день на Севере», развертывающее перед зрителем многообразие народных типов, не лишено черт этнографизма.
Несмотря на свойственную поздним полотнам Прянишникова правдивость изображения народной жизни, по силе и глубине социального обобщения они значительно уступают картине «Порожняки». Содержащие немало живых и метких наблюдений, нередко наделенные тонким юмором, они тем не менее утрачивают то глубокое социальное и гражданственное звучание, которым обладали «Порожняки». Изображенные в поздних картинах художника сцены из мещанской и купеческой жизни, свидетельствующие о его глубоком знании этой среды, нередко несут в себе черты простой занимательности. Развитие искусства Прянишникова в этом направлении не было результатом творческой эволюции художника. Оно отражало характерное для произведений ряда передвижников 80-90-х годов измельчание народной темы, снижение идейной высоты их произведений.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru