На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страниц 10
Страниц 11
Страниц 12

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Весна. Большая вода,
Исаак Левитан, 1897

   
Основные бытописатели в Товариществе и развитие их тенденций

«Раздел» - картина переломная в творческом развитии Максимова. Она завершает тот период его жизни, когда деревня представлялась ему в ее патриархальной целостности и монолитности. В этой картине художник показывает первые подземные толчки, колеблющие незыблемые, как ему прежде казалось, устои крестьянской жизни.
Но и в последующие годы Максимов не до конца преодолевает взгляд на деревню, присущий патриархальному крестьянину. И в этом причина трагической внутренней борьбы, которую переживает художник в дальнейшем своем развитии. Консервативно-патриархальные отношения к деревне вносят противоречия в те демократические взгляды, которые составляют основу его мировоззрения.
Он по-прежнему уверен в своем знании деревни: «... Я правым себя чувствую только в верности взгляда на народную жизнь, которую люблю и знаю», - пишет он Третьякову. Но порой у него возникают сомнения. «Живя здесь среди простых людей, не видя ни искусства, ни искусственности, - говорит он, - постепенно сравниваешь и себя с этим людом и картину с той жизнью, которую задаешься изображать. То и другое так далеко от сходства, что подчас теряешь веру в свои силы». «Здесь, т.е. в деревне, все просто, да горе мое, что эту простоту-то всегда как-то хитро поймешь ... а каким-то чудом смекнешь, что не так надо понимать то или другое явление».
Ему хочется порой найти деревню в ее нетронутой патриархальности, забраться туда, где «старины держатся люди поголовно, значит можно духу там набраться...».
Патриархальные представления, впитанные в деревне еще в дни отрочества и не до конца изжитые, как бы борются в его творчестве с передовыми и широкими взглядами художника-демократа, которые неизменно побеждают в его произведениях.
Современная жизнь, рождающая новые отношения, настигает Максимова повсюду. Он имеет смелость смотреть прямо в глаза этой жизни и мужественно, нелицемерно отражать ее в своих произведениях. В полотнах «Бедный ужин» (1879, Иркутский художественный музей), «Аукцион» («За недоимки», 1880), «Больной муж» (1881) художник с болью раскрывает возрастающую нищету и расслоение деревни. Если в «Разделе» изображен еще не до конца осознанный художником распад старой деревни, то «Аукцион» уже ставит этот вопрос «в лоб». Максимов показывает в «Аукционе» не только нарастающую нищету крестьянских масс, но и нарождение кулачества. «Аукцион» (распродажа имущества недоимщиков) задуман как подлинная мужицкая трагедия, как драматическая эпопея. Судя по письмам, этот замысел полностью захватил художника. Он с волнением и тревогой спрашивает А.Киселева, как расценивают Репин и Поленов «Аукцион». Он даже внезапно забирает готовую картину с выставки и в две недели переписывает всю ее заново. «Аукцион» не относится к лучшим произведениям Максимова. Хотя ряд сцен и немногие сохранившиеся этюды говорят о меткости наблюдений художника. Интересно сопоставление в картине образов «кулака-богатея и крестьянина, негодующего на бога и все людские неправды».
Как и Глеба Успенского, Максимова мучительно поражает, что из недр народа, прежде ошибочно представлявшегося ему единым, вырастает мироед, наживающийся на беде своих соседей и берущий их в кабалу. В «Засухе» Мясоедова также выведена богатая верхушка деревни. Максимов первый из художников вывел на сцену кулака не просто как богатея, а как мироеда, показал расслоение деревни как исторический процесс огромной важности. «Истинный мироед зачался одновременно с упразднением крепостного права ... крестьянская реформа создала обстановку», - говорит в «Мелочах жизни» Салтыков-Щедрин.
Следующее произведение Максимова, «Больной муж» (1881, ПТ), - итог поездки в Тверскую губернию (сам художник пометил на картине место действия). Это одно из лучших полотен Максимова и одна из самых драматических картин передвижников, посвященных деревне. Художник возвращается в ней к жанру картины-новеллы и в дальнейшем уже не выходит за его рамки.
Картина решена с суровой и трагической простотой. Фигура больного крестьянина дана в резком ракурсе. Коленопреклоненная женщина обращена спиной к зрителю. Интерьер передан предельно лаконично. Густая тень от люльки скрадывает пустоту переднего плана. Выбор деталей точен, конкретен и целенаправлен. Клочья соломы, выпавшей из убогого ложа больного, обрывок рыболовной снасти, брошенный на пол, темный силуэт зыбки, закрывающий окно, - немногие, но выразительные детали, рассказывающие о вопиющей, ранящей сердце нищете.
Особенно удалось художнику изображение коленопреклоненной женщины. Лица не видно, но вся ее поза дышит подлинным драматизмом. В образе крестьянки есть одновременно и большая женственность и подлинная человеческая красота в выражении постигшего ее горя.
В живописном отношении картина знаменует шаг вперед по отношению к «Разделу». Ей присуща цельность колорита, создаваемого тонкой гармонией притушенных жемчужных и золотистых оттенков, повышающих выразительность полотна. В.В.Стасов и товарищи художника высоко оценили картину, хотя в лице самого автора она нашла сурового судью.
В последние годы жизни Максимов не создал произведений, равноценных полотнам предшествующих лет. Это объясняется не оскудением таланта. Боясь сказать неправду о деревне, он часто предпочитает молчать. «Что делать, видно, не выжмешь из себя через силу того, что не успело улечься спокойно в голове и в сердце», - говорит он. Он пишет преимущественно небольшие картины с двумя-тремя персонажами - «Заем хлеба» (1882), «Вдовец», «Слепой хозяин» и другие, - сохраняющие свойственную его ранним полотнам правдивость в изображении народной жизни. Не случайно Репин был восхищен, как уже говорилось, типом крестьянина в картине «Вдовец».
В 80-х годах Максимов пытается найти новый круг сюжетов. Путешествуя по Волге в 1882-1884 годах, он открывает целый мир, впоследствии столь ярко обрисованный Горьким. «Здесь столько разнообразия в типах рабочего люда, что, не выезжая отсюда, можно изучать поволжские губернии - разумею о мужском роде - так живописно группируются толпы на рынке, предлагая руки для работы, в обжорном ряду, набивая чем попало свои голодные желудки, или свободно развалясь на набережных отдыхать от трудов. С утра до ночи гул стоит над Волгой».
Он пишет также, что предполагает заняться «жанровыми сценами из жизни рабочего люда. Хочется, сколько возможно полно, представить жизнь судорабочих». Однако Максимов мог изображать только то, что очень хорошо знал. «Беда моя, что я трушу соврать перед жизнью», - говорил он.
На основе волжских впечатлений он пишет пейзаж - «Первый транспорт хлеба». Однако сам художник был не удовлетворен картиной. Он называет себя «человекоизобразителем». Создание пейзажа не отвечало его творческим устремлениям.
Конец 80-х - начало 90-х годов - последний подъем в творчестве Максимова. В эти годы он создает картину «Все в прошлом» (1889, Государственная Третьяковская галерея), на тему распада старых помещичьих имений, в свое время очень известную, а также «У своей полосы» (1891), «Лихая свекровь» (1893) и другие.
Трагичен последний период жизни Максимова. Пессимистические настроения его усиливаются, умножаются материальные невзгоды. В годы распространения в искусстве модернистских течений искусство Максимова привлекает все меньше внимания. Но художник не хотел и не мог вступить на более легкий путь, ибо сурово осуждал художников, потакающих обывательским вкусам, разменивающих свой дар на звонкую монету. Не мог он посвятить себя и формальным исканиям - позиция искусства для искусства претила ему. И в последние, трудные для него годы Максимов не изменяет заветам искусства идейного, служащего народу.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru