На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страниц 10
Страниц 11
Страниц 12

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Под Благовест,
Михаил Нестеров

   
Основные бытописатели в Товариществе и развитие их тенденций

Савицкий выступает в этой картине как истый последователь заветов революционных демократов, как продолжатель антиклерикальной серии Перова. Нищая деревня, темная, в путах суеверий, встает в этой картине с почти документальной точностью и обнаженным драматизмом.
Сюжетно и композиционно картина построена на противопоставлениях, и в этом смысле она развивает традиции Федотова - Перова. Но противопоставления эти усложнены. Крестьянская масса противопоставлена группе духовенства - образы священника, служки, возницы даны с подчеркнутым прозаизмом (обвязанная щека кучера; жест нюхающего табачок служки; обрюзгший, дряхлый и сонный священник и т.д.). Образы крестьян - проникновенно, взволнованно. Это люди, наделенные высокой духовностью и полнотой чувств, но чувств ложно направленных, доходящих до религиозно-экстатического умиления.
Из противоречия между подлинностью и силой чувств и ложностью их содержания проистекает элемент трагедийности, присущий картине. Есть в ней и другое противопоставление. Хмурый, стоящий крестьянин, по-видимому отставной «служивый», резко отличен по своему душевному состоянию от прочих участников действия выражением сомнения и рождающегося недоверия.
Пятнадцать лет, отделяющих это полотно Савицкого от перовской «Проповеди в селе», не прошли бесследно для русского искусства. Тоньше стало мастерство психологического анализа и у самого Перова и у молодых передвижников, в том числе у Савицкого. Художник передает переживания своих персонажей с большим внутренним тактом, бережно, с любовью. Он проявляет большой талант в изображении чувств, которые поднимаются из недр души редко, в моменты ее высокого напряжения. Мимика, позы, жесты его персонажей лишены суеты. В передаче душевного состояния верующих художник избегает преувеличений, и это делает картину особенно правдивой и впечатляющей.
Если в создании типических образов Савицкий мог использовать опыт своих предшественников и сверстников, то при решении композиций, перерастающих в монументальные картины эпического склада, Савицкий был призван выполнить роль одного из зачинателей. На его долю выпали поиски новых путей и традиций, на которые можно было бы опереться.
Принцип Крамского - «композиция тем лучше, чем меньше ее замечаешь» - отнюдь не снимал вопроса о необходимости пластической организации картины. Наоборот, он усложнял задачу, так как требовал, чтобы зритель не ощущал режиссерской руки художника. Стремясь разрешить эту задачу, Савицкий, как и большинство его товарищей, идет в своих композиционных исканиях к известному синтезу, где требования естественности в развертывании действия и психологической правды переживания сочетаются с элементами классической композиции. Было ли сознательным стремление художника создать в картине своеобразный «геометрический каркас»? Одно бесспорно - в ней ощущается организующий, поддерживающий и связующий все группы невидимый костяк.
Формат картины взят в отношении, близком двум к трем. Основное членение по горизонтали делит композицию на две равные части (небо, земля). Группа (мальчик и старик, несущие икону, прикладывающийся к иконе крестьянин, коленопреклоненная фигура старухи) занимает строго центральное положение.
В композиционном построении «Встречи иконы» нельзя не заметить воздействия ряда картин, ставших классическими. Толпа крестьян вынесена у Савицкого на передний план и расположена по принципу фриза, почти параллельно краю полотна, а группа сбегающих с холма крестьян (справа) построена в несколько рядов, возвышающихся друг над другом. В таком построении некоторые усматривали воздействие композиционной структуры «Явления Мессии» Ал.Иванова. А в принципе передачи движения - по направлению к иконе - сказываются связи не только с Ивановым, но и изучение мастеров Возрождения. Разумеется, здесь речь идет не о сравнении с великими мастерами и не о прямом заимствовании, а лишь о творческом использовании ряда приемов, усиливающих жизненность сцены, а также ее развитие во времени. Все фигуры устремлены к иконе, создавая впечатление нарастающего волнообразного движения, ведущего глаз к центру. В нарастании этого движения выражено постепенное усиление религиозного порыва по мере приближения к предмету поклонения.
По сравнению с «Ремонтными работами на железной дороге» выросло и мастерство Савицкого как колориста, хотя кардинальных изменений во всей живописной системе художника не произошло. Небо, роща, дорога - все выдержано в единой тональности, обогащенной серебристо-серыми и голубовато-зелеными рефлексами. Воздушная перспектива передана не только смягчением и высветлением цвета: прозрачная дымка на заднем плане пронизана тонко нюансированными жемчужными, сиреневатыми и голубоватыми оттенками.
Репин был восхищен новым произведением своего друга и решил было совсем бросить свой «Крестный ход». Крамскому приходилось убеждать его отказаться от этого намерения. К счастью, Репин был слишком увлечен «Крестным ходом» и не в силах был оставить его, так же как не в силах был позже оставить «Запорожцев», когда Толстой убеждал его в ничтожности замысла картины.
Два года спустя Савицкий выступил с новым монументальным полотном - «На войну». Первоначальный эскиз картины возник еще в 1878 году (а по некоторым данным, даже раньше). Во время русско-турецкой войны художник наблюдал сцены отправки эшелонов на фронт. Эти впечатления очевидца и послужили непосредственным толчком для рождения замысла картины.
Однако получить сейчас полное представление об этой картине в ее первоначальном варианте невозможно. Больно уязвленный критикой, Савицкий разрезал полотно на куски. В различных музеях сохранилась только часть фрагментов. Собранные вместе в связи с персональной выставкой Савицкого в 1955 году, они дали материал для реконструкции картины, хотя в нескольких местах все же зияет пустота.
На полотне - момент посадки новобранцев на поезд. Народ заполняет привокзальную площадь, направляясь вверх, к платформе, вливается в черные проемы дверей теплушек. Мотив расставания, многократно преломляясь, пронизывает картину. Художник не только щедр, но и расточителен в изображении людской толпы. Современники упрекали Савицкого в том, что толпа невообразимо скучена, упрекали за тесноту и сутолоку, в которой тонут многие персонажи, очень убедительные, если взять их в отдельности. Эти упреки справедливы.
Но в то же время есть нечто подкупающее в творческой расточительности художника. Недаром в «Новом времени», отнюдь не склонном переоценивать Савицкого, находим следующие строки: «В этой картине есть богатый, обильный материал на добрый десяток картин».

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru