На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страниц 10
Страниц 11
Страниц 12

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Женский портрет,
Николай Неврев, 1892


Привал арестантов,
Валерий Якоби, 1861

   
Основные бытописатели в Товариществе и развитие их тенденций

В конце 80-х и начале 90-х годов Мясоедов выступает с серией произведений, начинающих как бы новый этап в творческом развитии художника, - это картины «Страда» (1887, Государственный Русский Музей), «Сеятель» (1888, Музей латышского и русского искусства, Рига), «Зреющие нивы» (1892, Государственный Русский Музей), утверждающие величие и суровую красоту крестьянского труда. «Страда» - это монументальное полотно с отчетливо выраженным эпическим началом. Уходящее вдаль цветущее поле и высокое, ясное небо над ним создают ощущение простора и мощи русской природы, впечатление необозримости раскинувшегося перед зрителем пространства. Цепь косарей, усталых, но увлеченных работой, тонет в этом живом, колеблющемся растительном море. Только головы людей отчетливо рисуются благодаря низкому горизонту на светлом фоне неба. Очень выразителен образ косаря с венком полевых цветов на голове. И в выражении лица и в экспрессии движения есть нечто удалое - ширь русской натуры, которой люб и простор лугов, и сияние летнего дня, и труд косаря. Картина вызывает ассоциации со стихами Кольцова:
«Степь раздольная Далеко вокруг Широко лежит Ковылем-травой. Раззудись, плечо, Размахнись, рука, Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!»
Они живо воскрешают в памяти и великолепную сцену сенокоса, описанную Л.Н.Толстым в «Анне Карениной», а быть может, и навеяны ею.
Воплощенная в картине идея трудового воодушевления, родственного творческой радости, поддержана и мажорным колористическим решением. Правда, Мясоедов в этом цикле еще не овладел полностью пленэрной живописью, но уже близко подошел к этой задаче. В светлой гамме «Страды» он достигает большого богатства оттенков, тонко передает воздушную среду, щедрое цветение колеблемых ветром трав и цветов на переднем плане.
Картина появилась на XV выставке Товарищества. Часть критики считала ее лучшей работой художника, достойной юбилейной даты Товарищества. «Русская мысль» писала: «Прелестная картина Мясоедова. От нее не отошел бы и стоишь долго, охваченный русским летом, русским полем ... фигуры и пейзаж одинаково хороши ... Он нашел то, что искал. Пусть только работает над драгоценной находкой».
Созданный годом позже «Сеятель» близок к «Страдной поре», но значительно слабее. Завершает эту серию полотен пейзаж «Зреющие нивы» с тяжелой, весомой, как бы не разделенной межами массой золотого поля.
Девяностые годы - годы активной общественной деятельности и борьбы для Мясоедова. Отдав некоторую дань увлечению толстовством, Мясоедов не изменяет и в последние десятилетия своей жизни тем заветам искусства, которые были ему дороги в юности. Несколько раз в обстановке наступления эстетствующих и формалистических течений он декларирует им верность.
Но в последний период жизни Мясоедов создал мало работ, связанных с главной темой его творчества - жизнью деревни. В этой связи следует упомянуть лишь полотно «Странник» (1899). Наиболее значительные работы Мясоедова последнего времени посвящены историко-культурной теме. Это полотно «Чтение «Крейцеровой сонаты» Л.Н.Толстого» (1893) и «Мицкевич читает свои произведения в салоне Зинаиды Волконской» (1907). О картине «Чтение «Крейцеровой сонаты» В.Короленко писал: «Вся эта композиция полна глубокого интереса». С большим портретным сходством изображены в картине И.Мечников, Н.Ге и В.Стасов.
Большое полотно «Мицкевич читает свои произведения в салоне Зинаиды Волконской» посвящено встрече двух великих поэтов - Мицкевича и Пушкина. Привлекающее точной передачей примет эпохи, оно несет в себе в то же время черты иллюстративности.
В 1911 году Мясоедов умер, завещав похоронить себя без религиозных обрядов. Острый наблюдатель, почитающий задачей художника отражение существенных сторон народной жизни, Мясоедов разглядел в толще крестьянской массы яркие национальные типы и характеры, увидел в них новые черты, рожденные противоречиями современной действительности, сдвигами в укладе пореформенной деревни.

На 4-й выставке Товарищества оказался в первых рядах передвижников ранее выступавший в качестве экспонента, а с 1874 года член объединения Василий Максимович Максимов (1844-1911). На этой выставке Максимов представил картину «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», которую Репин считал плотью от плоти «народного творчества по характерности и чисто русскому мировоззрению».
Выходец из крестьянской среды и в течение всей своей жизни оставшийся с ней кровно связанным, Максимов выступил подлинным поэтом русской деревни, воспевшим целомудренную чистоту и цельность народных характеров, красоту народных нравов и обычаев. Как и в творчестве Мясоедова, в произведениях Максимова проявляется одна из существенных черт искусства 70-х годов - тяготение к эпичности изображения, к широкому монументализированному решению крестьянской темы.
Перечисляя лучшие силы русского реализма XIX века, Стасов постоянно упоминает в своих статьях имя Максимова. Узнав о том, что Третьяков приобрел «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», он пишет: «Поздравляю Вас с покупкой картины Максимова: по-моему, это одна из примечательнейших русских картин ...» П.М.Третьяков, озабоченный тем, чтобы показать творчество Максимова в хронологической последовательности и с достаточной полнотой, в 1882 году советуется с самим художником о том, какие из ранних его произведений следует приобрести для галереи.
И.Е.Репин подчеркивает народность творчества Максимова, а в некрологе рассказывает, как ценил Крамской полотна своего младшего товарища. В письмах Репина встречаются горячие отзывы о произведениях его собрата по Академии: «Максимов меня совершенно очаровал своим «Вдовцом» - превосходная вещь, сколько в ней поэзии и какой прекрасный тип мужика».
В 1863 году, в год знаменательного «бунта 14-ти», Максимов поступил в Академию и вскоре (в 1864 году) стал членом второй художественной артели-коммуны. В Академии Максимов учился вместе с Семирадским, Репиным, Поленовым, Савицким. В течение некоторого времени он жил в одной комнате с Антокольским, которого очень любил.
К концу пребывания в Академии перед Максимовым встал вопрос, выступать ли конкурентом на золотую медаль по заданной теме.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru