Основные бытописатели в Товариществе и развитие их тенденций
В конце 80-х и начале 90-х годов Мясоедов выступает с серией произведений, начинающих как бы новый этап в творческом развитии художника, - это картины «Страда» (1887, Государственный Русский Музей), «Сеятель» (1888, Музей латышского и русского искусства, Рига), «Зреющие нивы» (1892, Государственный Русский Музей), утверждающие величие и суровую красоту крестьянского труда. «Страда» - это монументальное полотно с отчетливо выраженным эпическим началом. Уходящее вдаль цветущее поле и высокое, ясное небо над ним создают ощущение простора и мощи русской природы, впечатление необозримости раскинувшегося перед зрителем пространства. Цепь косарей, усталых, но увлеченных работой, тонет в этом живом, колеблющемся растительном море.
Только головы людей отчетливо рисуются благодаря низкому горизонту на светлом фоне неба. Очень выразителен образ косаря с венком полевых цветов на голове. И в выражении лица и в экспрессии движения есть нечто удалое - ширь русской натуры, которой люб и простор лугов, и сияние летнего дня, и труд косаря. Картина вызывает ассоциации со стихами Кольцова:
«Степь раздольная Далеко вокруг Широко лежит Ковылем-травой. Раззудись, плечо, Размахнись, рука, Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!»
Они живо воскрешают в памяти и великолепную сцену сенокоса, описанную Л.Н.Толстым в «Анне Карениной», а быть может, и навеяны ею.
Воплощенная в картине идея трудового воодушевления, родственного творческой радости, поддержана и мажорным колористическим решением. Правда, Мясоедов в этом цикле еще не овладел полностью пленэрной живописью, но уже близко подошел к этой задаче. В светлой гамме «Страды» он достигает большого богатства оттенков, тонко передает воздушную среду, щедрое цветение колеблемых ветром трав и цветов на переднем плане.
Картина появилась на XV выставке Товарищества. Часть критики считала ее лучшей работой художника, достойной юбилейной даты Товарищества. «Русская мысль» писала: «Прелестная картина Мясоедова. От нее не отошел бы и стоишь долго, охваченный русским летом, русским полем ... фигуры и пейзаж одинаково хороши ... Он нашел то, что искал. Пусть только работает над драгоценной находкой».
Созданный годом позже «Сеятель» близок к «Страдной поре», но значительно слабее. Завершает эту серию полотен пейзаж «Зреющие нивы» с тяжелой, весомой, как бы не разделенной межами массой золотого поля.
Девяностые годы - годы активной общественной деятельности и борьбы для Мясоедова. Отдав некоторую дань увлечению толстовством, Мясоедов не изменяет и в последние десятилетия своей жизни тем заветам искусства, которые были ему дороги в юности. Несколько раз в обстановке наступления эстетствующих и формалистических течений он декларирует им верность.
Но в последний период жизни Мясоедов создал мало работ, связанных с главной темой его творчества - жизнью деревни. В этой связи следует упомянуть лишь полотно «Странник» (1899). Наиболее значительные работы Мясоедова последнего времени посвящены историко-культурной теме. Это полотно «Чтение «Крейцеровой сонаты» Л.Н.Толстого» (1893) и «Мицкевич читает свои произведения в салоне Зинаиды Волконской» (1907). О картине «Чтение «Крейцеровой сонаты» В.Короленко писал: «Вся эта композиция полна глубокого интереса». С большим портретным сходством изображены в картине И.Мечников, Н.Ге и В.Стасов.
Большое полотно «Мицкевич читает свои произведения в салоне Зинаиды Волконской» посвящено встрече двух великих поэтов - Мицкевича и Пушкина. Привлекающее точной передачей примет эпохи, оно несет в себе в то же время черты иллюстративности.
В 1911 году Мясоедов умер, завещав похоронить себя без религиозных обрядов. Острый наблюдатель, почитающий задачей художника отражение существенных сторон народной жизни, Мясоедов разглядел в толще крестьянской массы яркие национальные типы и характеры, увидел в них новые черты, рожденные противоречиями современной действительности, сдвигами в укладе пореформенной деревни.
На 4-й выставке Товарищества оказался в первых рядах передвижников ранее выступавший в качестве экспонента, а с 1874 года член объединения Василий Максимович Максимов (1844-1911). На этой выставке Максимов представил картину «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», которую Репин считал плотью от плоти «народного творчества по характерности и чисто русскому мировоззрению».
Выходец из крестьянской среды и в течение всей своей жизни оставшийся с ней кровно связанным, Максимов выступил подлинным поэтом русской деревни, воспевшим целомудренную чистоту и цельность народных характеров, красоту народных нравов и обычаев. Как и в творчестве Мясоедова, в произведениях Максимова проявляется одна из существенных черт искусства 70-х годов - тяготение к эпичности изображения, к широкому монументализированному решению крестьянской темы.
Перечисляя лучшие силы русского реализма XIX века, Стасов постоянно упоминает в своих статьях имя Максимова. Узнав о том, что Третьяков приобрел «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», он пишет: «Поздравляю Вас с покупкой картины Максимова: по-моему, это одна из примечательнейших русских картин ...» П.М.Третьяков, озабоченный тем, чтобы показать творчество Максимова в хронологической последовательности и с достаточной полнотой, в 1882 году советуется с самим художником о том, какие из ранних его произведений следует приобрести для галереи.
И.Е.Репин подчеркивает народность творчества Максимова, а в некрологе рассказывает, как ценил Крамской полотна своего младшего товарища. В письмах Репина встречаются горячие отзывы о произведениях его собрата по Академии: «Максимов меня совершенно очаровал своим «Вдовцом» - превосходная вещь, сколько в ней поэзии и какой прекрасный тип мужика».
В 1863 году, в год знаменательного «бунта 14-ти», Максимов поступил в Академию и вскоре (в 1864 году) стал членом второй художественной артели-коммуны. В Академии Максимов учился вместе с Семирадским, Репиным, Поленовым, Савицким. В течение некоторого времени он жил в одной комнате с Антокольским, которого очень любил.
К концу пребывания в Академии перед Максимовым встал вопрос, выступать ли конкурентом на золотую медаль по заданной теме.
продолжение...
|