На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Михаил Васильевич Нестеров

Михаил Нестеров

   
Михаил Васильевич Нестеров - живописец, мастер монументальной картины и лирического пейзажа
(1862, 19 мая, Уфа - 18 октября, 1942, Москва)

"Один из самых прекрасных, строго-прекрасных русских людей, встреченных мною за всю жизнь... Я думаю - он вполне исторический человек. Одухотворение, несущееся из его картин, никогда не забудется. Он создал "стиль Нестерова", и тот стиль никогда не повторится." (Розанов В.В.)

Михаил Васильевич Нестеров прожил долгую жизнь. Родился в Уфе в семье купца. В 15 лет Нестеров поступил в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Его любимый педагог — В.Г.Перов. Юношеские работы Нестерова написаны под несомненным влиянием учителя. Это жанровые сценки сатирического характера, обличающие нравы буржуазного общества. В 1881 г. Нестеров уезжает в Петербург и некоторое время учится в Академии художеств у П.П.Чистякова. Но вскоре возвращается в Московское училище и заканчивает его. Как самобытный и зрелый мастер Нестеров заявил о себе в 1888— 1890 гг., когда на передвижных выставках были показаны его картины «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею». В этих работах привлекает глубокая человечность, удивительная слитность образа, настроения человека и природы. Картина «Видение отроку Варфоломею» открыла цикл работ, посвященных Сергию Радонежскому, основателю Троице-Сергиевой лавры. Как известно, монастырь был заложен на месте, где произошло событие, о котором поведано в картине. Отроку Варфоломею (мирское имя Сергия Радонежского) с трудом давалось обучение грамоте. Встреча со старцем-черноризием, исполнившим просьбу мальчика помолиться, чтобы Бог помог ему преодолеть трудности, изменила его жизнь: Варфоломей научился читать. Трактовка картины как сказания из жизни Преподобного Сергия, несет на себе и религиозный аспект: духовный переворот в мироощущении подростка, благословение его на будущий подвиг. Неброский русский пейзаж в картинах Нестерова исполнен одухотворенности, трепетной грусти; величавая красота природы предполагает высокие духовные стремления в людях. В 1897 г. художник написал картину «Великий постриг», за которую получил звание академика. В своих полотнах «Святая Русь» (1901-1905), «На Руси (Душа народа)» (1916) он пытался воплотить идею о христианском пути русского народа. Убежденный поборник возрождения религиозной живописи, Нестеров многие годы посвятил созданию церковных фресок в Киеве (Владимирский собор), в Петербурге (храм Воскресения Христова), в Москве (Марфо-Мариинская обитель) и других городах России. Художник постоянно обращался в своей живописи к теме природы. Рисующие красоту русского Севера полотна Нестерова завораживают поэтичностью и задушевностью и ставят его в один ряд с величайшими мастерами русского лирического пейзажа. Момент слияния человека с природой в единстве настроения уподоблен в картинах мастера моменту религиозного просветления, когда «тайный свет» становится явным, преображая сознание и окружающий мир. Однако произведения Нестерова не всегда и не всеми единодушно признавались, они вызывали споры и даже резкую критику. Картины же Нестерова уводили в мир древних легенд.
В начале 1900-х годов раскрылся полностью талант Нестерова-портретиста. Он создает портретную галерею современников — активных созидателей новой жизни. В портретах академика И.П.Павлова, художников П.Д. и А.Д.Кориных, скульпторов И.Д.Шадра и В.И.Мухиной, хирурга С.С.Юдина и других покоряет сила человеческого духа, воли, дерзания. Нестеров чутко относился к воспитанию молодой художественной смены. Незадолго до смерти, обращаясь со страниц журнала «Юный художник» к творческой молодежи, он писал: «Крепко желаю вам, чтобы вы познали природу и ее украшение — человека. Ваше внимание, наблюдательность должны постоянно бодрствовать, быть готовыми к восприятию ярких, происходящих вокруг вас явлений жизни. Природу и человека надо любить, как «мать родную». Все живет и дышит, и это дыхание нужно уметь слушать, понимать. Искусство не терпит «фраз», неосмысленных слов, оно естественно, просто». Персональный сайт Нестерова - art-nesterov.ru.

См. также:
1. Статья В.Скляренко о творчестве Михаила Нестерова » 2 стр. » 3 стр. »

Михаил Нестеров - шедевры русской живописи.
Количество представленных произведений зависит от значимости художника. От 3-4 картин у хороших до 20 картин у великих гениев.
Для просмотра крупного изображения, кликните по маленькой картине. Изображение откроется в новом окне.


отрок Варфоломей

Видение отроку Варфоломею
русь

На Руси (Душа народа)
Павлов

Портрет академика Павлова
дедушка

За приворотным зельем
монахи

Под Благовест
Булгаков и Флоренский

Философы
Дмитрий

Дмитрий, царевич убиенный
Толстой

Лев Толстой
Нестеров

Автопортрет
золотая осень

Осенний пейзаж
лодки

Молчание
девушка

На горах
странник

Пустынник
Сергий

Сергий Радонежский
Мухина

Скульптор Вера Мухина
амазонка

Амазонка



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru