|
|
Страница 1
Страница 2
Страница 3
|
|
|
|
|
Культовые шедевры художников ТПХВ
Девушка с кувшином, Абрам Архипов, 1927
Соперницы, Николай Касаткин, 1890
Прачки в Виши, Алексей Степанов, 1895
|
|
Творчество художников-передвижников. Поиски "типов и характеров"
Наиболее характерная черта творчества передвижников — особое богатство и многогранность исканий во всех жанрах живописи, чрезвычайное многообразие тем, сюжетов и образов, подсказанных современностью.
Поступательное движение критического реализма в эти годы определяется не одной, а совокупностью нескольких творческих тенденций.
Крамской предполагал, что процесс дальнейшего развития реалистической живописи пойдет ступенчато: сначала — овладение типами, характерами, затем — переход к развернутым сюжетным композициям.
"Сюжет, столкновение характеров, событие, драма, все это еще в будущем, — говорил он. — Теперь мы должны собирать материал. Мы еще не знаем ни типов, ни характеров нашего народа, как же мы будем писать картины".
Художественная практика сочетала оба эти пути. Поиски "типов и характеров", рожденных современностью или историческим прошлым, как самостоятельная творческая задача действительно составляют очень характерную, важную и усилившуюся в этот период творческую линию в Товариществе.
Эти поиски привели к развитию жанра однофигурной картины — социального портрета, который называли порой "историческим". На выставках Товарищества этой поры круг подобных картин расширяется. Обогащается галерея типов крестьян.
Создаются и очень значительные типовые образы разночинной интеллигенции, борцов за народное счастье, первые образы российского пролетариата. Особенно характерны эти поиски для Ярошенко.
В то же время на эти годы падает блестящий расцвет картины-новеллы. В этой области выступают и старшие передвижники и многие из вновь вступивших в Товарищество — и бытописатели деревни и бытописатели города.
Наиболее яркой фигурой по широкому диапазону тем и образов становится на несколько десятилетий Вл.Маковский.
Параллельно продолжалась напряженная творческая работа над монументальными сюжетными композициями, в которых действуют не одиночные фигуры или группы, а народные массы.
В этих полотнах наиболее ярко воплотилось тяготение к эпическому, сказавшееся в той или иной мере и в портретной и в пейзажной живописи.
Эта тенденция, как уже говорилось, зародилась еще в начале 70-х годов — вспомним "Бурлаков" Репина, "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" Максимова, "Чтение положения" Мясоедова и некоторые другие картины.
Но ни Мясоедов, ни Максимов не могли все же решить на должной высоте проблему многофигурной эпической композиции, хотя у Мясоедова были и позже плодотворные поиски в этом направлении ("Засуха", "Страда").
Важной вехой на пути этих поисков была картина Савицкого "Встреча иконы".
Даже художники, зарекомендовавшие себя мастерами небольших жанров, переходят в эти годы к большим многофигурным полотнам. Так, например, В. Маковский пишет "Толкучий рынок", Прянишников — "Праздник водосвятия", "Жертвенный котел".
Это общее тяготение, идущее подчас вразрез с личными особенностями дарования художника, отмечено уже современниками. Тенденция эта характерна не только для членов Товарищества. Ее можно проследить в реалистической живописи конца 70-х и в 80-х годах.
Далеко не случайно, что героями эпических картин о современной народной жизни стали крестьянские массы. Роль пролетариата в будущем России передовые художники этих лет еще не могли предугадать.
Жизнь купечества, дворянства, духовенства для мастеров критического реализма не могла служить источником высокого эпического претворения — здесь они черпали чаще всего материал для разоблачения.
И только тема народа, и главным образом тема крестьянства (вопрос о судьбах крестьянства был важной частью вопроса о жизни и судьбах всего русского народа), открыла для художников возможность широких социальных и философских обобщений.
В связи с этим решительно изменяется роль исторической живописи. На первых пяти выставках Товарищества исторические картины появлялись эпизодически.
И лишь немногие из них, такие, например, как "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" Н.Ге, глубоко затрагивали мысли и чувства современников. В этот период историческая живопись достигла таких же вершин, как и бытовая.
При различии сфер, из которых бытописатели и исторические живописцы черпают свои сюжеты, нельзя не заметить глубокой общности обоих этих жанров русской реалистической живописи. Их объединяло общее стремление постигнуть сущность процессов, совершающихся или совершавшихся в недрах народной жизни.
В историческом жанре развивается несколько линий. И здесь большие творческие задачи решаются и в форме однофигурного "исторического портрета", то есть портрета исторической личности (как, например, "Царевна Софья" Репина) и в форме композиции с многими действующими лицами. Что же нового и особого по отношению к предшествующим десятилетиям принесли для исторической живописи выставки Товарищества 80-х годов?
Это, прежде всего создание монументальных многофигурных композиций, героями которых становятся народные массы.
Создание картин-эпопей подняло на новую ступень развитие живописи как бытовой, так и исторической. Тягу к эпическим полотнам в это время нельзя смешивать с интересом к этнографическим сценам народного быта, который характерен был для конца 50-х годов и который обусловил появление композиций 60-80-х годов (сцены народных празднеств, ярмарок и т. д.).
Она ничего общего не имеет и с интересом к историко-археологическим задачам. Тяготение к созданию народных эпопей было связано — и это особенно важно — с представлениями о том, что народ, его судьбы, его нужды и запросы, его историческая роль должны стать главным содержанием искусства.
В этом отчетливо проявляется гражданственный пафос искусства художников-демократов, их духовный подъем, связанный с глубокой убежденностью в важности и нужности их деятельности для народа. Современное крестьянское освободительное движение еще не стало в эти годы содержанием картин передвижников. Такие картины вообще не могли бы увидеть свет.
Но художники выводят на улицу, показывают его вне замкнутых рамок семейного быта, в гораздо более широких общественных и социальных связях.
(Текст - Ф.С.Рогинская )
продолжение...
|