|
|
Страница 1
Страница 2
Страница 3
|
|
|
|
|
Культовые шедевры художников ТПХВ
Земство обедает, Григорий Мясоедов, 1872
Дети, бегущие от грозы, Константин Маковский
Беглый, Сергей Иванов, 1886
|
|
Творчество передвижников. Эмоциональное разнообразие и богатство живописи
Остановимся еще на одной черте, которая вообще была присуща русскому демократическому искусству, но которая заметно усилилась в этот период. В 1875 году А.В.Прахов в "Пчеле" писал: "Читатель мог заметить, что, уходя с выставки, он выносит значительный запас самых разнообразных эмоций.
Но мы заметили, что во впечатлениях, вынесенных нами, чего-то не хватает, какой-то вопрос остался неудовлетворенным ... Мы заметили, что мы ни разу не были тронуты величаво, грандиозно в собственном смысле слова, как будто этой высочайшей патетической ноты нет в регистре настоящей выставки".
Несколько лет спустя опасения Прахова уже не имели бы под собой почвы. "Патетические ноты" в произведениях передвижников звучат со все возрастающей силой. В современной социальной трагедии "Крестного хода", в "Иване Грозном" Репина и в грандиозных исторических полотнах Сурикова эти патетические ноты достигают действительно величайшего напряжения.
Художники выбирают моменты острых коллизий. Композиция картины строится таким образом, чтобы предельно обнажить замысел. Стасов, приветствующий жестокую обнаженность картин передвижников конца 70-80-х годов, резко возражал против критики, призывающей к сдержанности, "недоговоренности до конца".
Хотя и опосредованно, но изменения в характере демократического реалистического искусства в конечном счете связаны с общественными процессами и историческими событиями конца 70-х и 80-х годов.
Если пережитый подъем революционной волны и сознание необходимости социального переустройства страны рождали тягу к широким картинам общественной жизни, то наступление реакции, усиление эксплуатации и дальнейшее обнищание народа толкали к превращению многих картин в социальные трагедии.
Однако это были оптимистические трагедии, ибо подлинная трагедийность связана в них с верой в живительные силы, кроющиеся в недрах народных масс.
Надо отметить, однако, что для произведений передвижников этих лет типичны не только трагедийные сюжеты и переживания. Эмоциональное разнообразие и богатство составляют одну из самых характерных особенностей демократической живописи 80-х годов.
Особенно велик эмоциональный диапазон жанровых полотен — от прямого и смелого срывания всех и всяческих масок до глубоко лирических, а порой и элегических решений. Сатира и романтическая мечта, негодование и глубокая сердечность и многие другие чувства напористо, горячо, энергично прорываются в произведениях передвижников этих лет.
Если раньше сюжет картины понимался обычно как комедия или драма характеров и положений, то теперь он понимается как комедия или драма настроений. Присущая многим полотнам эмоциональная выразительность не была достоянием только 80-х годов, — вспомним хотя бы "Похороны крестьянина" Перова.
Обретя особую активность, эта черта становится одной из наиболее характерных черт передвижнической живописи 80-х годов. В связи с поисками героики в самой жизни заметно усиливаются романтические начала, особенно ощущаемые в произведениях, посвященных образам революционеров.
В эти годы во всех сферах художественной культуры возрастает интерес к народному творчеству. Уже в течение 60-70-х годов выходит несколько сборников народных сказок. В музыке композиторов "Могучей кучки" широко используются мелодии народных песен.
Изучается поэтическое наследие народа — былины, эпос "Слово о полку Игореве" и другие. Все это находит отражение в оперной и симфонической музыке ("Князь Игорь" Бородина, "Садко" Римского-Корсакова).
Стасов, одинаково близкий музыкантам и художникам, разделял эти увлечения. Изучением разнообразных памятников народного творчества он занимался еще с начала 60-х годов.
В течение 1860-1870-х годов он написал статьи о лубочных картинках "Баба Яга", "Мыши кота погребают", "Коньки на крестьянских крышах", об изображении Ильи Муромца на гравюре XVII века, посвящает специальную статью русскому шитью, тканям и кружевам.
Не случайно и Репин пишет портрет сказителя, собирателя былин В.П.Щеголенкова. Сказочные мотивы встречаются и в творчестве Мясоедова и в творчестве Савицкого. Но в конце 70-х и в начале 80-х годов образы русских сказок и былин овладевают воображением целой группы художников. Очень сочувствовал этому направлению С.Мамонтов.
Он увлекался не только театром, не только живописью, но и русским прикладным искусством — собирал предметы художественного ремесла, поддерживал кустарные артели и опыты художников в области керамики, резьбы по дереву и другие.
Репин, Серов, Васнецов, Поленов, Левитан и многие другие, живя в Абрамцеве, участвовали в спектаклях как актеры и художники сцены, создавали эскизы утвари, мебели и даже архитектурных сооружений. Все это обогащало русское искусство.
В области театра передвижники, группировавшиеся вокруг труппы Мамонтова, оставили чрезвычайно глубокий след. Опиравшиеся на принципы жизненной правды, их поиски как художников сцены составили целое и очень плодотворное направление в театрально-декорационной живописи.
Увлечение многими смежными видами искусства, народного творчества и ремесла не мешало передвижникам работать над картинами, а, скорее, обогащало их, способствовало развитию сюжетной живописи.
Возникновение новых ответвлений в основных жанрах живописи, появление монументальных композиций, дающих широкое обобщение наблюдений художника над народной жизнью, — все это показатели зрелости русской национальной школы, показатели глубокого овладения методом критического реализма.
Как и прежде, художники исповедовали эстетические принципы, общие для всех видов и жанров передового русского искусства. Но творческая взыскательность все настоятельнее ставила перед ними вопросы художественного мастерства. Обогащаются приемы композиционного построения картины.
Более углубленным становится понимание пластических задач, ритма, движения. К новым завоеваниям приходят живописцы в области типизации.
Ведущим при построении картины, как и в предыдущие годы, остается стремление показать изображенное явление как совершающееся на глазах у зрителя — непосредственного свидетеля происходящего. Но возросшая зрелость, высокий и взыскательный вкус художников и зрителей требовали все более тонких и точных средств выразительности, все более совершенного реалистического языка.
В небольших жанрах — новеллах по-прежнему ощущаются связи с традициями не только Федотова, но и Венецианова, Шибанова, писавших свои картины еще на рубеже XVIII-XIX веков, и ряда других мастеров отечественной и западной бытовой живописи, а также и графики.
Но когда сюжетная живопись 80-х годов обратилась к созданию монументальных полотен, стали очевидны ее связи не только с традициями жанровой живописи, но и исторической картины. Полотно "Явление Христа народу" А.Иванова становится одним из важных источников, откуда черпается опыт в построении картины большого социального и философского содержания.
Связи с национальной традицией ощущаются и в обращении художников к творчеству Брюллова.
продолжение...
|