Основные бытописатели в Товариществе и развитие их тенденций
Если сравнить первоначальный эскиз с картиной, можно убедиться, какая громадная работа была проделана, прежде чем облик каждого персонажа приобрел характерность и выразительность.
Художник продолжает работать над картиной, даже привезя ее в Петербург. Картина эта знаменует важный этап в творчестве Максимова - отражает нарастающее с середины 70-х годов тяготение художника к истолкованию темы деревни в эпическом, монументальном плане. И действительно, не только по размеру, но и по количеству персонажей, по художественному звучанию это полотно выходит за пределы камерной картины.
В ней нет ничего от мелкого бытовизма. Максимов не поддался здесь соблазну изобразить занимательные ситуации, которые могли возникнуть в связи с неожиданным появлением колдуна. Скупо показан и сам обстановочный обряд свадьбы. Художника не занимают ни элементы романтики, содержащиеся в этом сюжете, ни таящиеся в нем возможности разоблачения народных суеверий. Даже сам сюжет играет здесь более или менее второстепенную роль. Высоко оценивая картину в целом, современники справедливо отмечали, однако, некоторую нечеткость сюжетной ситуации. И действительно, сюжетное действие не получает в картине своего развития. Смутная тревога, овладевшая молодыми и приглашенными,
тут же рассеивается, и колдуну уже подносят хлеб-соль. И само построение композиции картины не способствует ясности фабулы. Так, например, скоплением фигур у двери замыкается вход и выход из избы (то есть в ту дверь, из которой, судя по ситуации, только что вошел колдун).
Выбранный Максимовым сюжет дает возможность создать массовую народную сцену. В.Стасов очень тонко и метко назвал «Колдуна» хоровой картиной. «Здесь чуть ли не целая деревня на сцене», - восклицает он. Думается, что хоровое начало в картине сказывается не только в множественности персонажей, но и в ее внутренней музыкальной слаженности.
Естественность поведения каждого участника свадьбы сочетается с общей напевной торжественностью изображенной в картине массовой сцены. Композиционным центром картины является стоящая в красном углу молодая чета и окружающая ее группа крестьян, - они выделены потоком яркого света от источника закрытого фигурами переднего плана. Продуманное чередование освещенных и находящихся в тени фигур создает четкий ритм, связывающий все элементы композиции и придающий ей цельность и единство.
Фигуры, находящиеся в светлых интервалах, освещены в упор, хотя и несколько необычно - снизу. Это дает возможность для точной, но лишенной мелочности характеристики персонажей. Почти все они вполне конкретны. Можно назвать по имени и отчеству людей, служивших художнику натурой. В то же время большинство крестьянских образов картины типично. В них как бы подытожены многолетние жизненные наблюдения художника. При всей своей достоверности образы картины лишены прозаизма. Облику и движениям крестьян свойственна та же, что и в «Бабушкиных сказках», полная достоинства величавость. Лица индивидуальны и почти все красивы и одухотворенны. Человеком большой силы кажется колдун, со своим резко очерченным профилем и сверкающим глазом - глазом хищной птицы. Поэтизация образов крестьян отвечает общему торжественному, «песенному» духу картины.
Типичность персонажей картины неоднократно отмечалась современниками. Единодушную положительную оценку получил образ новобрачной. В решении женских образов не только начинающий Максимов, но и его сотоварищи труднее отходили от установившейся традиции, в основе которой обычно лежало брюлловское понимание женской красоты. И невеста в «Неравном браке» Пукирева, и помещица в «Проповеди на селе» Перова, и молодая женщина в «Бабушкиных сказках» несли на себе отголосок этой традиции. В решении образа невесты в «Колдуне» Максимов выдвигает новое понимание красоты. Ее юное лицо с несколько приподнятыми скулами
не лишено характерности, но исполнено подлинной поэтичности. А.В.Прахов пишет: «Невеста чисто русская и даже не красавица, так целомудренно, так девственно проникнута и торжественностью события и минутной тревогой, что, взглянув на нее, нельзя ее не полюбить». Про остальных персонажей он добавляет: «Типы взяты в высшей степени удачно: эти простые люди, при всей ограниченности их существования, так человечны, что невольно любишь их, переселяешься к ним за стол и сам рад бы участвовать в этом пире». Так же высоко оценивается картина в газете «Голос»: «В картине есть несколько превосходно подмеченных народных типов, многое выражено очень верно и сильно».
Стасов справедливо признавал картину народной. С ним солидаризовался А.Прахов. Он говорил: «Главное ее достоинство ... в том, что она задумана и создана так, как если бы создала ее народная фантазия». В этом суждении Прахова есть доля правды.
В отличие от «Бабушкиных сказок», с ее холодными сиреневыми, розовыми и голубыми тонами, «Приход колдуна» написан в густой, горячей гамме: золотисто-коричневые тона освещенной части потолка и пола, киноварь и терракота в одеждах чередуются с белыми, голубыми, изумрудными оттенками скатерти, полотенец, рубах, верно передавая народность эстетического чувства, создают ощущение праздничности настроения.
Глубоко вникая в жизнь народа, Максимов видел ее не только с праздничной стороны, но с болью замечал разрушение под натиском новых, капиталистических отношений веками складывавшихся патриархальных устоев русской деревни, распад некогда прочной крестьянской семьи. Все это находит отражение в картине «Семейный раздел» (1876, ПТ). Сюжет картины раскрывается художником посредством драматического столкновения разных человеческих характеров и темпераментов - охваченных жадностью и стяжательством старших членов семьи и обиженных, ущемленных в своих правах младшего брата и его молодой жены. Художник проявил тонкое мастерство в анализе характеров
и душевных переживаний своих героев, раскрывая их при помощи метко и психологически точно найденных поз, мимики, жестов. Оставаясь верным себе, художник подчеркивает статность, степенность и своеобразную величавость облика крестьян. Особенно удался художнику образ скромной молодой невестки, продолжающий серию созданных им поэтических женских образов.
В период работы над «Колдуном» письма Максимова жене полны сетований или восторга в зависимости от удачно или неудачно найденной натуры. Сейчас его внимание сосредоточено на самой сюжетной завязке, на драматическом развитии действия. Судя по его письмам, Максимов сознательно отказывается в этой картине от второстепенных персонажей. Он оставляет лишь главных действующих лиц, представителей «делящихся» частей семьи - двух братьев и невесток, а также стариков, блюдущих правильность раздела.
В этом полотне заметны и некоторые изменения в понимании колорита. Художник стремится показать здесь естественный дневной свет, его холодные голубоватые рефлексы, его отличия от искусственного света в «Колдуне». Но передача естественного света еще трудна для художника. Борясь с «расцвеченностью», он переписывает «Раздел» заново. «Общий тон картины во многом изменен к лучшему: не стало пестроты и холодности...» - пишет он Третьякову. Однако несколько белесоватая холодность остается. В целом картина производит двойственное впечатление. Разворачивая перед зрителем драматическую сцену, Максимов как бы не до конца уясняет себе общественный и социальный смысл этой сцены. Поэтому авторское отношение к происходящему событию остается в картине недостаточно ясным.
продолжение...
|