На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страниц 10
Страниц 11
Страниц 12

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Портрет Куинджи,
Иван Крамской, 1872

   
Основные бытописатели в Товариществе и развитие их тенденций

Если сравнить первоначальный эскиз с картиной, можно убедиться, какая громадная работа была проделана, прежде чем облик каждого персонажа приобрел характерность и выразительность.
Художник продолжает работать над картиной, даже привезя ее в Петербург. Картина эта знаменует важный этап в творчестве Максимова - отражает нарастающее с середины 70-х годов тяготение художника к истолкованию темы деревни в эпическом, монументальном плане. И действительно, не только по размеру, но и по количеству персонажей, по художественному звучанию это полотно выходит за пределы камерной картины.
В ней нет ничего от мелкого бытовизма. Максимов не поддался здесь соблазну изобразить занимательные ситуации, которые могли возникнуть в связи с неожиданным появлением колдуна. Скупо показан и сам обстановочный обряд свадьбы. Художника не занимают ни элементы романтики, содержащиеся в этом сюжете, ни таящиеся в нем возможности разоблачения народных суеверий. Даже сам сюжет играет здесь более или менее второстепенную роль. Высоко оценивая картину в целом, современники справедливо отмечали, однако, некоторую нечеткость сюжетной ситуации. И действительно, сюжетное действие не получает в картине своего развития. Смутная тревога, овладевшая молодыми и приглашенными, тут же рассеивается, и колдуну уже подносят хлеб-соль. И само построение композиции картины не способствует ясности фабулы. Так, например, скоплением фигур у двери замыкается вход и выход из избы (то есть в ту дверь, из которой, судя по ситуации, только что вошел колдун).
Выбранный Максимовым сюжет дает возможность создать массовую народную сцену. В.Стасов очень тонко и метко назвал «Колдуна» хоровой картиной. «Здесь чуть ли не целая деревня на сцене», - восклицает он. Думается, что хоровое начало в картине сказывается не только в множественности персонажей, но и в ее внутренней музыкальной слаженности.
Естественность поведения каждого участника свадьбы сочетается с общей напевной торжественностью изображенной в картине массовой сцены. Композиционным центром картины является стоящая в красном углу молодая чета и окружающая ее группа крестьян, - они выделены потоком яркого света от источника закрытого фигурами переднего плана. Продуманное чередование освещенных и находящихся в тени фигур создает четкий ритм, связывающий все элементы композиции и придающий ей цельность и единство.
Фигуры, находящиеся в светлых интервалах, освещены в упор, хотя и несколько необычно - снизу. Это дает возможность для точной, но лишенной мелочности характеристики персонажей. Почти все они вполне конкретны. Можно назвать по имени и отчеству людей, служивших художнику натурой. В то же время большинство крестьянских образов картины типично. В них как бы подытожены многолетние жизненные наблюдения художника. При всей своей достоверности образы картины лишены прозаизма. Облику и движениям крестьян свойственна та же, что и в «Бабушкиных сказках», полная достоинства величавость. Лица индивидуальны и почти все красивы и одухотворенны. Человеком большой силы кажется колдун, со своим резко очерченным профилем и сверкающим глазом - глазом хищной птицы. Поэтизация образов крестьян отвечает общему торжественному, «песенному» духу картины.
Типичность персонажей картины неоднократно отмечалась современниками. Единодушную положительную оценку получил образ новобрачной. В решении женских образов не только начинающий Максимов, но и его сотоварищи труднее отходили от установившейся традиции, в основе которой обычно лежало брюлловское понимание женской красоты. И невеста в «Неравном браке» Пукирева, и помещица в «Проповеди на селе» Перова, и молодая женщина в «Бабушкиных сказках» несли на себе отголосок этой традиции. В решении образа невесты в «Колдуне» Максимов выдвигает новое понимание красоты. Ее юное лицо с несколько приподнятыми скулами не лишено характерности, но исполнено подлинной поэтичности. А.В.Прахов пишет: «Невеста чисто русская и даже не красавица, так целомудренно, так девственно проникнута и торжественностью события и минутной тревогой, что, взглянув на нее, нельзя ее не полюбить». Про остальных персонажей он добавляет: «Типы взяты в высшей степени удачно: эти простые люди, при всей ограниченности их существования, так человечны, что невольно любишь их, переселяешься к ним за стол и сам рад бы участвовать в этом пире». Так же высоко оценивается картина в газете «Голос»: «В картине есть несколько превосходно подмеченных народных типов, многое выражено очень верно и сильно».
Стасов справедливо признавал картину народной. С ним солидаризовался А.Прахов. Он говорил: «Главное ее достоинство ... в том, что она задумана и создана так, как если бы создала ее народная фантазия». В этом суждении Прахова есть доля правды.
В отличие от «Бабушкиных сказок», с ее холодными сиреневыми, розовыми и голубыми тонами, «Приход колдуна» написан в густой, горячей гамме: золотисто-коричневые тона освещенной части потолка и пола, киноварь и терракота в одеждах чередуются с белыми, голубыми, изумрудными оттенками скатерти, полотенец, рубах, верно передавая народность эстетического чувства, создают ощущение праздничности настроения.
Глубоко вникая в жизнь народа, Максимов видел ее не только с праздничной стороны, но с болью замечал разрушение под натиском новых, капиталистических отношений веками складывавшихся патриархальных устоев русской деревни, распад некогда прочной крестьянской семьи. Все это находит отражение в картине «Семейный раздел» (1876, ПТ). Сюжет картины раскрывается художником посредством драматического столкновения разных человеческих характеров и темпераментов - охваченных жадностью и стяжательством старших членов семьи и обиженных, ущемленных в своих правах младшего брата и его молодой жены. Художник проявил тонкое мастерство в анализе характеров и душевных переживаний своих героев, раскрывая их при помощи метко и психологически точно найденных поз, мимики, жестов. Оставаясь верным себе, художник подчеркивает статность, степенность и своеобразную величавость облика крестьян. Особенно удался художнику образ скромной молодой невестки, продолжающий серию созданных им поэтических женских образов.
В период работы над «Колдуном» письма Максимова жене полны сетований или восторга в зависимости от удачно или неудачно найденной натуры. Сейчас его внимание сосредоточено на самой сюжетной завязке, на драматическом развитии действия. Судя по его письмам, Максимов сознательно отказывается в этой картине от второстепенных персонажей. Он оставляет лишь главных действующих лиц, представителей «делящихся» частей семьи - двух братьев и невесток, а также стариков, блюдущих правильность раздела.
В этом полотне заметны и некоторые изменения в понимании колорита. Художник стремится показать здесь естественный дневной свет, его холодные голубоватые рефлексы, его отличия от искусственного света в «Колдуне». Но передача естественного света еще трудна для художника. Борясь с «расцвеченностью», он переписывает «Раздел» заново. «Общий тон картины во многом изменен к лучшему: не стало пестроты и холодности...» - пишет он Третьякову. Однако несколько белесоватая холодность остается. В целом картина производит двойственное впечатление. Разворачивая перед зрителем драматическую сцену, Максимов как бы не до конца уясняет себе общественный и социальный смысл этой сцены. Поэтому авторское отношение к происходящему событию остается в картине недостаточно ясным.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru