На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Старики-родители на
могиле сына,
Василий Перов


Осеннее утро,
Григорий Мясоедов,
1893


   
Украинские художники, члены Товарищества Передвижников

Передвижникам была совершенно чужда национальная ограниченность и квасной патриотизм. Без всякого сомнения, передвижники искали и приветствовали в искусстве современного Запада то, что им было родственно, то, что теми или иными гранями соприкасалось с их творческими стремлениями. Передвижники очень интересовались дюссельдорфской школой, французским искусством. Они высоко ценили Курбе и сочувствовали ему. Стасов сетовал, что под нажимом сил контрреволюции работы Курбе были сняты с международной выставки в 1873 году (как известно, Курбе был активным участником Парижской коммуны). Поленов и Репин в своих письмах восхищаются Реньо (как художником большого творческого темперамента, прекрасным колористом).
Передвижники следили и за искусством многих других стран Европы - английским, голландским, швейцарским и другими. Они встречали родственные явления, много говорившие и уму и сердцу, и в чешском, венгерском, польском искусстве. Они знали прекрасное, самобытное творчество Мункачи, могучие образы Матейко и многих других западных мастеров. Для молодой русской реалистической живописи такое знакомство было очень важно. Становление этой школы проходило в борьбе, и возможность творчески использовать опыт в решении ряда задач реалистического мастерства была очень существенна. Поэтому все, что было близко задачам демократического русского искусства в современном искусстве Запада, - все это внимательно и горячо обсуждалось передвижниками и столь же страстно отвергалось то, что казалось им чуждым.
Передвижники столь же резко отвергали западное салонное искусство, как и современный им русский салонный академизм. Они резко осуждали и поверхностный, эстетский подход к искусству, о котором свидетельствовал целый ряд произведений, представленных на современных выставках во многих городах Европы. Суждения их о западном искусстве целенаправленны, независимы, порой резки. Они видели элементы салонной сентиментальности и в бытовой западной живописи. Но они ценили в современном западном искусстве то, что считали выражением национального духа данного народа. Отсюда высокая оценка дюссельдорфцев, увлечение Саврасова английским пейзажем после пребывания на международной выставке в Лондоне и др. Как положительный момент в лучших произведениях западных художников передвижники выдвигают элементы типичности, характерности, передачу особенностей народно-национальной жизни, ее глубокое понимание.
Многое из художественной жизни Запада было известно по выставкам произведений иностранных мастеров в России. Так, Шишкин, безусловно, был знаком еще до поездки за границу с новой французской живописью. Возможно, что знакомство с творчеством Тройона и Розы Боннар натолкнуло его выбрать своим излюбленным жанром пейзаж с животными. Во всяком случае, для суждения о творчестве других мастеров этого жанра он выбирает в качестве критерия именно произведения Тройона и Розы Боннар.
Бывали и неоправданные увлечения, такие, как увлечение Каламом у некоторых пейзажистов, как чрезмерно восторженная оценка испанского художника Фортуни. Но без широкого знакомства с исканиями западного искусства развитие русского реализма носило бы более ограниченный характер и совершалось бы с большими потерями во времени. Это обращение к лучшему опыту зарубежных современных мастеров ни в какой мере не может поставить под сомнение глубокое своеобразие русской демократической школы искусства.
Заметим, что национальная школа в процессе своего развития тогда лишь обращается к опыту других народов, когда может его претворить и использовать, когда в творческих поисках подойдет к родственным задачам, когда эти задачи станут для нее насущными.
Так происходило с развитием ряда национальных школ реалистического искусства Европы второй половины XIX века, из которых каждая имела свои особые, исторически обусловленные тенденции развития и свои особые задачи и в то же время ряд общих черт и общих задач. И это закономерно, ибо в понятие о национальном своеобразии искусства и его развития входит и то, что является отличным от развития искусства других народов, и то, в чем искусство этого народа сближается с искусством других народов, так как есть определенная историческая обусловленность в возникающих на каждом историческом этапе связях и взаимовлияниях.
Русская национальная реалистическая школа, обогащаясь в процессе общения с исканиями искусства Запада, уже в 70-х годах несла в себе яркие черты самобытности и располагала замечательной плеядой мастеров, обладавших неповторимым, индивидуальным творческим обликом. Со всей полнотой эти особенности проявились в конце 70-х и в 80-х годах, когда русская школа достигла полной зрелости и расцвета.

к началу...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru