На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Море. Крым,
Архип Куинджи, 1927


Едут!
Андрей Рябушкин, 1890

   
Украинские художники, члены Товарищества Передвижников

Костанди по происхождению грек. Он был сыном рыбака из селения близ Одессы. С 1870 года Костанди посещает недавно тогда открывшуюся в Одессе рисовальную школу. При помощи И.К.Айвазовского он поступает в Петербургскую Академию художеств (1875). Десять лет, проведенные в Петербурге, способствовали формированию мировоззрения и мастерства художника. Об этом свидетельствует картина «У больного товарища» (1883, Государственная Третьяковская галерея)- Она была впервые показана на XII Передвижной выставке и принесла Костанди признание. Картина действительно была достойна того, чтобы такие критики, как Стасов и Крамской, и такой педагог, как Чистяков, заметили и приветствовали ее. Картина рассказывает о трагической судьбе молодого художника, гибнущего под тяжестью материальной нужды и жизненных невзгод. Костанди не был первооткрывателем этой темы. Но у него она впервые получила художественно цельное и психологически убедительное выражение.
Все действующие лица картины портретны. Умирающий молодой художник - К. Кудрявцев (вскоре после того, как картина была закончена, он скончался от чахотки). Посетившие его друзья - Дубовской и Афанасьев. Зритель, конечно, этого не знает. Но он узнаёт в персонажах картины черты своих современников - передовых художников 70-80-х годов. Изобразив фигуры поколенно, Костанди дает возможность пристально вглядеться в облик своих героев, увидеть присущую им интеллектуальность и душевную сосредоточенность. Картина подкупает цельностью сдержанно-скорбного настроения, которое усиливается скупой теплой гаммой.
Впоследствии, в 90-900-х годах, живописцы неоднократно обращаются к теме нелегкого жизненного пути художника-демократа (А.Корин, В.Мешков и другие). Но картина Костанди и поныне остается среди них лучшей.
Следующая его значительная картина - «В люди» или «На заработки» (1885, Киевский музей украинского искусства). Мчится поезд. Молодая крестьянка задумчиво смотрит в окно. Что ждет ее впереди? Большую роль в композиции, в выражении общего замысла играет изображение открытого окна, которое воспринимается как окно в мир. Написана картина значительно сочнее, пластичнее предыдущей, смелее в передаче света и воздуха. Крамской, которому картина понравилась, отметил, однако, недостаточную внешнюю привлекательность молодой девушки. Но это замечание спорно. Костанди счастливо избежал сентиментальности. И сквозь грубоватый внешне склад лица и фигуры «наймички» проступает сильный народный характер.
Костанди написал еще немало композиций, но большинство из них носит, скорее, характер этюдов. Прелестна небольшая картина «Гуси» (1888, Государственный Русский Музей). Здесь все проникнуто ласковым весенним трепетом: и облака, и пятна света на белом оперении гусей, и листва кустов, в густой тени которых спряталась маленькая крестьянская девочка.
О возросшем мастерстве Костанди как живописца говорит его картина «Старички» (1891, Киевский музей украинского искусства). Изображенная в картине сидящая на скамейке старая чета словно окутана полупрозрачной мглой. Про эту и подобные ей работы Костанди (например, «Бабуся гонит коров», 1897, Киевский музей украинского искусства) Репин писал своему другу: «... ваши картины меня всегда влекут первые, и от них веет таким теплом, жизнью и красотою. Все, что Вы ни изобразите, полно прелести и технического очарования».
Костанди воспитал несколько поколений украинских и русских художников, которые навсегда сохранили к нему чувство признательности и уважения. Но крупных по своему значению, завершенных произведений он больше не создал.
Среди украинских передвижников было немало пейзажистов. Уже в эти годы выступают со своими пейзажами П.А.Левченко, В.К.Менк и другие. Для некоторых из них 80-е годы стали важным этапом их творческого развития, к примеру - для С.И.Светославского.
Сергей Иванович Светославский (1857-1931) принадлежал к числу тех передвижников, которые внесли почти равный вклад и в русское и в украинское искусство. Родился он в Киеве, но детство и отрочество его протекали главным образом в России, а с 1870 года - в Москве, привязанность к которой он сохранил на всю жизнь. Затем вплоть до смерти жил на Украине. Любовь к Москве сказалась в первой значительной картине художника - «Из окна Московского Училища живописи» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Эта картина была приобретена Третьяковым прямо с ученической выставки. В 1880 году в письме к Крамскому он с полным основанием назвал Светославского в числе наиболее талантливых молодых пейзажистов Москвы.
Светославский посвящает Москве и полотна «Дворик» (1884, Государственная Третьяковская галерея), пастозно написанный «Постоялый двор в Москве» (1892, Государственная Третьяковская галерея).
Москва, с ее интимными уголками и торжественными ансамблями, и впоследствии не раз вдохновляла Светославского («Москва. Василий Блаженный», 1893, Киевский музей украинского искусства). Светославский - один из зачинателей архитектурного пейзажа - пейзажа древней Москвы и других исконных старорусских городов.
Светославский был учеником Перова и Саврасова. Последнему, как и его сотоварищи Левитан и К. Коровин, он особенно обязан. Заметное воздействие на художника оказал и Поленов, сменивший в Училище Саврасова.
В творчестве Светославского пейзажный образ часто переплетается с жанровыми мотивами. Светославский, разумеется, не жанрист, волей случая ставший пейзажистом, и не архитектор-археолог, плененный образами далекой старины. Нет! Он - пейзажист по призванию, мастер многообразный, многосторонний, умевший видеть многое и в облике современного города и в сельском ландшафте, особенно украинском.
Многие из его украинских пейзажей проникнуты песенным духом. Порой эти пейзажи уводят воображение зрителя в глубь веков. Таков, например, пейзаж «Днепровские пороги» (1885, Киевский музей украинского искусства), изображающий место, где некогда пролегал древний путь «из варяг в греки». Пейзаж как бы овеян народными песнями, которые поют кобзари под аккомпанемент бандуры. Очень верно передано диковатое своеобразие этих исторических мест (сейчас, после сооружения Днепрогэса, навеки скрытых от глаз человека).
Совсем в другом регистре выполнена картина «Паром» (конец 80-х годов, Киевский музей украинского искусства). Очень хорошо написаны чуть плещущие бирюзовые воды Днепра, с золотистыми отсветами накаленного солнцем песка и в то же время прохладные и свежие. На пароме, приближающемся к причалу, у далекого противоположного берега различимы флегматично сгрудившиеся волы; мирно беседующие поселяне. На песчаной косе видна группа ожидающих пассажиров. Образ Днепра органически сплетен с повседневными делами и заботами людей.
В поздних пейзажах Светославского роль человека становится все более значительной. Все органичнее и теснее становятся связи его искусства с жизнью Украины. Полотна, посвященные городу, деревне, рыбачьим поселкам, многое рассказывают об укладе жизни украинской провинции («Миргород», «Колка льда» и другие).

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru