На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страниц 10
Страниц 11
Страниц 12

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Радуга,
Архип Куинджи,
1900-1905


   
Передвижники в 1900-1910-х годах. Новые трудности

Новые черты, несомненно связанные с особенностями общественной борьбы накануне 1905 года, появились и в творчестве Е.Е.Волкова. В нескольких работах он отходит от излюбленных ранее мотивов - болот, туманов или сумерек, встающих над заброшенными, не затронутыми человеческой деятельностью уголками. В пейзаже «Утро», показанном на передвижной выставке в 1905 году, перед зрителем в далекой панораме очерчен большой город с дымящимися трубами, силуэтами фабричных корпусов.
Наряду с сельским пейзажем продолжает свое развитие» и пейзаж городской. Певцом Петербурга, его величественных, строгих архитектурных ансамблей, суровой красавицы Невы, на берегах которой все время кипит трудовая жизнь, продолжал оставаться ученик Боголюбова, недостаточно оцененный художник А.К.Беггров («Петербург», 1889; «Петербург с Васильевского острова», 1900; «Петербург ночью», 1904; «Невский проспект», 1907, и другие). Таким образом, даже по приведенным нами примерам можно судить о том, что пейзаж, в многообразных своих проявлениях следовавший лучшим национальным традициям, продолжал свое развитие в Товариществе.
Нами охарактеризованы только некоторые стороны деятельности передвижников в годы предшествовавшего революции 1905 года общественного подъема и в период революции. Совсем не отражено их участие в сатирических журналах, их работа в качестве книжных иллюстраторов и т.д. Однако и приведенный нами материал уже свидетельствует о том, что творческая деятельность Товарищества в эти годы заслуживает самого пристального, вдумчивого изучения.
Правда, творческое наследие передвижников 1900-1907 годов не вполне однородно и не во всем равноценно. Некоторые передвижники не остались чужды воздействиям модернизма, мистико-религиозным концепциям. Сказывалось и угождение обывательским, мещанским вкусам - в появлении на выставках внешне импозантных портретов, различных «головок» и т.д. Но не эти тенденции определяли основные черты творчества передвижников в эти знаменательные для России годы. Их искусство оставалось верным ценным национальным традициям и в то же время содержало очень важные, качественно новые черты.
Строгая творческая взыскательность, искреннее стремление художников-демократов говорить народу правду, глубокое изучение тех явлений действительности, которые служили объектом их изображения, горячее сочувствие революционной борьбе против ненавистного царизма - все это помогло им отразить в меру своих сил существенные стороны современной действительности, основные социальные конфликты, типические для своего времени положительные образы. Именно в этом и состоит особенно важное значение творческого наследия передвижников, относящегося к третьему этапу освободительного движения в России. Здесь отразились существенные черты развития прогрессивного искусства в годы предреволюционного подъема и самой революции 1905-1907 годов. В этом и причина волнующей жизненности и силы воздействия на современного зрителя произведений, созданных в те годы.
Правда, даже наиболее близкие к освободительному движению этого времени художники, как Н.Касаткин, Л.Попов, С.Иванов и другие, не пришли еще к широкому обобщению своих исканий 1900-х годов, не создали композиций, подобных монументальным эпопеям передвижников 1880-х годов. Исторически это еще не было возможно. Задачи, вставшие перед передовыми художественными силами, были слишком новы, сложны и велики, чтобы решить их с такой же художественной полнотой в столь трудных условиях и в столь сжатые сроки. Но показательно, что и Касаткин, и Иванов, и Попов, и многие другие увлеченно и настойчиво создают целые циклы работ, ищут подступы к будущим широким полотнам.
Добавим, что этот вывод можно распространить и на лучшие произведения, созданные представителями Союза русских художников, а также некоторыми другими художниками. Вообще воздействие революции 1905-1907 годов было настолько мощным, что, не учитывая этого важнейшего фактора, мы не только не можем решить вопрос о творческих судьбах отдельных художников, но и не можем понять особенности последующего развития русского искусства в условиях реакции.
Касаясь основных положительных сторон деятельности Товарищества, нельзя обойти молчанием и тот факт, что Товарищество сохранило и в эти годы характер организации общероссийской. Передвижники не ограничивались выступлениями в столицах. Так, XXXI выставка 1903/1904 года была показана кроме Петербурга и Москвы в Орле, Калуге, Киеве, Харькове, Екатеринославе. Товарищество пыталось также ввести в жизнь новые формы выставочной деятельности. Была создана так называемая «Первая народная выставка». Она была открыта в 1904 году в здании Смоленской земской школы. За восемь дней эту выставку посетили свыше тысячи человек, что свидетельствует о большом интересе к ней населения. На выставке было показано 29 картин, преимущественно бытового жанра. Среди них - картины «На бульваре» и «Оправданная» В.Маковского, «В дверях школы» Богданова-Бельского, «В учении» Богданова, ряд полотен Касаткина, Попова, Лебедева.

Общероссийский характер Товарищества определялся и тем обстоятельством, что в его состав входили в качестве членов и экспонентов художники из различных городов Средней России, Поволжья, а также Украины и Закавказья. Особенно велико было число художников-украинцев - из Одессы, Киева, Харькова. Наконец, утверждение об общероссийском характере деятельности Товарищества следует понимать и в смысле того влияния, которое оказывали передвижники, работавшие в Академии и в провинциальных школах, на воспитание молодежи по всей России в духе верности демократическим и реалистическим традициям.
Сохранение передвижниками глубоких связей с художниками всей России в те годы, когда царское правительство всячески разжигало национальную рознь, является важной чертой их идейного и творческого облика. Передвижники были связаны многими нитями со всем передовым, что имелось в искусстве огромной страны. Широкое воздействие передвижников на художников периферии, существование длительных культурных связей способствовали сохранению и развитию демократических тенденций не только в русском искусстве, но и в искусстве братских народов России.
После подавления революции 1905 года картина общественной жизни существенно изменяется. Упадочные настроения охватили значительные круги интеллигенции. Усиливался идейный разброд, влияние реакционной идеалистической философии. Даже часть интеллигенции, близкая к марксистским позициям, пыталась ревизовать марксизм, заражалась настроениями богоискательства и богостроительства, подпадала под влияние кантианства, махизма и т.п.
Положение Товарищества стало особенно трудным. Оно понесло тяжелую потерю - смерть Стасова; перестал выступать на передвижных выставках Суриков. Выставки беднели. Один за другим уходили из жизни последние представители «старой гвардии» передвижников - Мясоедов, Савицкий, Киселев. Чтобы сохранить верность избранному ранее пути, требовалось в те годы недюжинное мужество для художника, в той или иной мере связанного раньше с революционным движением.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru