На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страниц 10
Страниц 11
Страниц 12

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Цветущие вишни,
Петр Петровичев,
1919


   
Передвижники в 1900-1910-х годах. Новые трудности

Очень показателен по своему оптимистическому настроению замысел одной из картин Н.Орлова, который он изложил в одном из своих писем Т.Л.Толстой: «Раннее утро. Солнце только что всходит. Не сошел еще полумрак. Ворота отворены. Баба видная, выносливая, накормила, усыпила ребенка ... взяла косу, крюк и идет косить рожь, с поднятой головой, навстречу солнцу». Снова возвращаются на передвижные выставки некоторые художники (ранее выставлявшиеся в качестве экспонентов), которые покинули их еще в 1900-х годах, как В.Н.Мешков, не выставлявшийся с передвижниками с 1907 года. Приходит вновь в Товарищество в 1913 году СВ. Малютин, который выступал в качестве экспонента в 1891 году. Мешков и Малютин - зрелые мастера портрета.
В.Н.Мешков начинал свой творческий путь как бытописатель (картины «Зубоврачевание», «Ослепший художник», «Весна идет» и другие), но в дальнейшем нашел свое подлинное призвание именно в портретном жанре. «В портрете меня привлекала задача выявления человека со всем его нутром, раскрытие внутреннего, психологического мира портретируемого», - рассказывал сам художник уже в советские годы. Не только в масляной живописи, но и используя такой своеобразный материал, как сангина, Мешков достигает в своих портретах большой жизненности, добиваясь порой почти скульптурной выпуклости и иллюзорности, порой - особенно мягкой и тонкой пластичности. К лучшим его произведениям принадлежит портрет П.П.Чистякова (1917). Позже, уже в советское время, Мешков создал известные портреты С.М.Буденного, В.Р.Менжинского, матери М.И.Калинина и другие. Творчество Сергея Васильевича Малютина (1859-1937) во многом близко творчеству Мешкова, но многообразнее: Малютин выступал в разных жанрах. Однако и для него портрет - основная сфера приложения творческих сил. Его портреты, часто выполненные пастелью, говорят об острой, умной наблюдательности художника. Лишенные черт камерности, строго продуманные по композиции, они дают смелую и выразительную психологическую характеристику портретируемых. Большей частью это, как и у Мешкова, деятели искусства, хорошо известные художнику не только как модели, но и в личном дружеском общении с ними. Портреты Нестерова, Юона, Бакшеева и других являются портретами-типами, выпукло характеризующими черты современной мастеру художественной интеллигенции. И подобно портрету Ермоловой работы Серова, лучшим портретам Малютина свойственны черты монументальности.
В Товарищество вливается также в качестве экспонентов большая группа молодежи, - примечательно, что значительная часть этой молодежи вместе со старшими товарищами играет в дальнейшем большую и полезную роль в сложении советского искусства, в развитии метода социалистического реализма. Поэтому большинство имен, которые мы сейчас упоминаем, хорошо знакомы советскому зрителю. К передвижникам приходят А.М.Герасимов, И.И.Бродский, Г.Н.Горелов, И.Г.Дроздов и большая группа учеников Репина, В.Маковского и других профессоров Академии художеств, что снова подтверждает прогрессивный характер деятельности художников-реалистов в Академии.
Среди этой молодежи никак нельзя обойти молчанием Е.М.Чепцова, впоследствии одного из основоположников советской бытовой живописи. Приходит в Товарищество такой своеобразный художник, как И.А.Владимиров (1869-1947). В 1904-1905 годах Владимиров написал ряд картин, в которых с прогрессивных позиций освещал отношение народа к русско-японской войне. Он откликнулся также очень сочувственно на события революции 1905 года.
Начинают в эти годы свой самостоятельный творческий путь на передвижных выставках пейзажист В.В.Мешков, дарование которого достигло подлинного расцвета уже в наши дни, портретисты Н. И. Струнников и Ф.А.Модоров. Надо указать также на украинского художника Г.П.Светлицкого (1872-1948), картина которого «Колхоз в цвету» хорошо известна широким кругам советских зрителей.
Но наряду с художниками, имена которых широко известны, нужно указать и несколько забытых или почти забытых имен, например ученика Репина графика П.Д.Шмарова. В годы первой революции он проявил себя как интересный иллюстратор, создав в 1905 году циклы иллюстраций к произведениям Некрасова, Горького, Пушкина. Эти иллюстрации говорят о недюжинном даровании художника, исполнены подлинного драматизма. Выполнены они углем или мягким карандашом. Контрасты светотени подчеркивают психологическую выразительность, пластику, а в некоторых случаях и патетику движений.
Иллюстрации к поэмам Некрасова глубоко созвучны замыслам поэта. В то же время видно, что эти иллюстрации созданы художником, который воочию видел народные революционные выступления. В рисунке «Дума» Шмаров изобразил сельского батрака. Дочь мельника, героиню «Русалки», он изображает совсем простой крестьянской девушкой, трактует ее как жертву социальной несправедливости. Поражают своей страстностью, политической заостренностью, поднимающейся до уровня политической сатиры, некоторые иллюстрации Шмарова к такой, казалось бы, академической, отвлеченной от злобы дня книге, как труд И.Е.Забелина «Быт русских цариц» (рисунки «Царь», «Крестный ход» и другие).

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru