На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страниц 10
Страниц 11
Страниц 12

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Царь. XVI век,
Сергей Иванов, 1902

   
Передвижники в 1900-1910-х годах. Новые трудности

Сам художник говорит о своей творческой неудовлетворенности. По складу дарования Орлов не сатирик. Сильная сторона его творчества - в ином: он умел находить в самой жизни, и главным образом в жизни крестьянской бедноты, правдивые драматические ситуации, умел показывать людей в трагические минуты их жизни.
Будучи близок с Толстым, он сумел увидеть великую обличительную силу произведений Толстого - развенчание всего строя царской России - и учился этому у своего великого современника. Но ограниченность мировоззрения Орлова, его представления, во многом свойственные патриархальному крестьянству, не дали ему силы противостоять и толстовским идеям непротивления злу, что мешало художнику воплотить в произведениях свое более резкое отношение к происходившим в деревне процессам. Самый протест в его работах приобретал скорее моральный, чем политический характер. Правда, Орлов пытался завязать личное знакомство с Горьким, которое могло бы сыграть значительную роль в дальнейшем развитии художника, но, по-видимому, это знакомство не состоялось.
Исключительно тяжелые условия жизни мешали росту профессионального мастерства художника и привели к тому, что Орлову удалось создать гораздо меньше, чем это обещало его дарование, его творческая взыскательность и знание жизни крестьянства. Такова была судьба многих передовых художников в те годы. К наиболее зрелым по мастерству произведениям Орлова относится кроме упомянутых большая картина «Порка» («Недавнее прошлое», 1904, Музей Революции СССР), близкая по замыслу к картине С. Коровина «Перед наказанием».
В своих лучших работах Орлов показал ряд существенных черт жизни деревни в условиях капиталистической России 1900-х годов - далеко зашедшее расслоение, власть кулаков, бесправие и произвол. Он увидел и в какой-то мере отразил рост протеста в массах крестьянской бедноты, что составляло одну из существенных особенностей революции 1905 года.

Гораздо уже круг явлений жизни деревни, который попадал в поле зрения Николая Петровича Богданова-Бельского (1864-1945). Богданов-Бельский в свое время испытал воздействие либерального народничества, что нашло свое отражение в картине «Воскресные гости» и некоторых других. Среди его произведений, посвященных школе (а это его основная тема), нет ни одного, которое так остро вскрывало бы всю тяжесть и сложность положения учителя-демократа на селе под пристрастным контролем церкви и инспекции, как это сделал Репин в своей картине «Экзамен в сельской школе».
Но трактовка Богдановым-Бельским его излюбленных образов - крестьянской детворы - была прогрессивной. В лучших своих работах, посвященных детям, он умел очень просто и правдиво показать пытливый ум, смышленость, живость характера своих юных героев («Сочинение», 1903; «Новички», 1904, и другие). Богданов-Бельский создает у зрителя ясное впечатление, что эти качества присущи не каким-либо единичным, исключительным натурам, а массе детей из народа. В этом - положительная черта творчества Богданова-Бельского в годы революционного подъема.

Жизнь крестьян - лейтмотив творчества Николая Корниловича Пимоненко (1862-1912), украинского художника, обладавшего недюжинным дарованием, но не всегда избегавшего обывательских влияний. Лучшим из картин Пимоненко свойственна своеобразная «песенность», в них ощущаются глубинные связи с народным искусством, с прекрасными, мелодичными украинскими народными напевами. Ассоциации эти вызываются не только лирическими по своему строю жанровыми картинами Пимоненко, но и многими его пейзажами («Перед грозой», 1906, и другие). Пимоненко любил мотив свидания влюбленных и неоднократно возвращался к нему. Тема юношеской любви трактована у Пимоненко целомудренно и поэтично. Думается, что свежая, сочная красочность, присущая ряду работ Пимоненко, имеет в своей основе традиции национального украинского народного творчества. Сродни духу народной песни и лирическая трактовка природы Украины в творчестве Пимоненко - незатейливой и в то же время обаятельно-ласковой. В поэтичности трактовки темы сельского труда у Пимоненко сказывается свежее дуновение освободительного движения на Украине: «Последние лучи» (1905), «Уборка сена в Малороссии» (1907).
На рубеже 1900-х годов и позже видно стремление Пимоненко и к отражению острых социальных конфликтов: «Самосуд» (1900), «Жертва фанатизма» (1899).
Отклик Пимоненко на русско-японскую войну соответствовал отношению к ней широких прогрессивных кругов - художник говорит в своих произведениях о том, что война эта чужда народу и несет ему новые тяготы. Тема тяжелой доли солдата, недавнего крестьянина, в царской армии также близка художнику.
Стасов отметил Пимоненко, когда художник выступил на XXIV выставке с картиной «Страда» (1896). Репин в связи со смертью Пимоненко писал: «Какая убыль для Передвижной! Он был истинный украинец, не забудется краем за свои правдивые и милые, как Украина, картины и живые картинки».
Однако ни Богданов-Бельский, ни Пимоненко не поднимаются до тех обобщенных и социально значительных произведений, что создали другие передвижники в живописи, отражавшей жизнь современной деревни.
Ярче, глубже и социально острее остальных художников 1900-х годов показал рост нового в деревне ученик В. Маковского Лукиан Васильевич Попов (1873-1914). Как в творчестве Касаткина, так и в творчестве Попова явственно сказываются уже те черты, которые в дальнейшем находят развитие в искусстве социалистического реализма, социалистической культуре. Касаткин оказал очень большое воздействие на первые выступления Попова на выставках и на общее направление его творчества. Ранние картины Попова также посвящены жизни рабочего предместья («Встреча», 1900, и другие).
Выходец из захудалой деревушки Оренбургской губернии, Л.В.Попов, подобно Горькому, с отрочества пошел «в люди» и, лишь преодолев большие лишения, добился поступления в Академию художеств. Уже в 1901 году Попов выступил со значительной картиной «Дети», в которой заметны автобиографические черты. В этой картине Попов как бы ставит вопрос о судьбах всех «мальчиков», которых нужда крестьянской семьи вынудила уйти из деревни в город и поступить в услужение в магазины, кустарные мастерские и т.д.
Необходимо подчеркнуть как существенную новую черту то, что художник этой картиной (в отличие от ряда предшествующих, трактующих ту же тему, например «Свидание» В.Маковского, «Новичок» И.Богданова и других) не стремится вызвать жалость. В облике мальчика, во всем строе картины - вера в возможность светлого будущего вопреки тяжкому положению в настоящем.
Исторически эта вера оправдалась: очень многие из таких подростков, став взрослыми рабочими, в дальнейшем сражались и завоевали себе свободу и человеческие права в годы Великой Октябрьской социалистической революции.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru