На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страниц 10
Страниц 11
Страниц 12

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Жатва,
Николай Дубовской,
1906


   
Передвижники в 1900-1910-х годах. Новые трудности

Лучшим произведениям Касаткина присущи черты подлинного новаторства. Они, как и лучшие произведения современной ему литературы, несут в себе элементы убогого, кровавого социалистического реализма. Новаторство заключено не в стремлении к каким-нибудь эффектным изобразительным приемам, а в умении заметить и воплотить качественно новое, существенное, растущее, найти для отражения его жизненно правдивые ситуации, убеждающие типические образы.
Как правило, Касаткин стремился в своих произведениях к полной законченности. Убежденный сторонник ясного и простого изобразительного языка, он вполне сознательно отворачивался от всяческих формалистических «новшеств», какими бы красноречивыми фразами они не сопровождались.
Драматизм, присущий его лучшим произведениям, внешне выражен очень сдержанно: Касаткин не любит эффектной экспрессивности и в этом отношении также следует лучшим традициям национального искусства. И цвет в его картинах обычно сдержан и строг. Он умел писать глубокую черноту штреков, черную копоть на лицах шахтеров, составляющую такой резкий и своеобразный контраст с остро сверкающими глазами ...
Значение творчества Касаткина хорошо понимали его сотоварищи. Репин в 1915 году говорил, что картины Касаткина потрясали «все мыслящее и чувствующее общество». Он же справедливо указал, что значение творчества Касаткина для широких народных масс будет все время возрастать. В течение 1900-1910-х годов Касаткин вел педагогическую работу в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Он был также убежденным сторонником бесперебойного продолжения выставочной деятельности Товарищества.
«Создавая своими работами целую эпоху золотого века русского народного искусства, - говорил Касаткин, - передвижники создали чудесный агитационный аппарат для пропаганды художественных идей по всей России».

Внимание ряда передвижников-бытописателей привлекала жизнь трудовой интеллигенции, в частности художественной, а также учащейся молодежи.
Это относится к А.М.Корину (1865-1923), отчасти - к В.Н.Мешкову (1867-1946), В.Н.Бакшееву (1862-1958), ранее - к К.К.Костанди.
Они продолжали в эти годы линию развития жанра небольших, лирических по своему основному тону картин, говорящих о трудовых буднях рядовой интеллигенции. Картины Корина не отличаются остротой и многообразием развития сюжета, но им свойственна психологическая тонкость, мягкость интонации. Сюжетные ситуации, выбираемые Кориным и близкими ему художниками, обычно несложны, нередко лишены фабульного действия.
Творчество Корина, в основном посвященное жизни интеллигенции, более многогранно, чем других мастеров, черпавших сюжеты из этой темы. Корин в семьях интеллигенции находил и умел показать черты моральной чистоты - взаимную поддержку, любовь, интеллектуальность («В отсутствие жены», «Урок», «Увлекательное чтение» и другие). Эти черты, действительно присущие лучшей части трудовой интеллигенции, неоднократно были отражены и в литературе, в частности мемуарной. Круг тем и образов Корина отражает одну из существенных сторон жизни русского общества того времени. Из среды такой интеллигенции выходили студенты, принимавшие участие в освободительном движении, отсюда вышло немало передовых деятелей культуры и профессиональных революционеров. И не случайно у Корина эта галерея завершается образом курсистки-революционерки («Курсистка», 1906).
В то же время Корин написал ряд картин о современной ему деревне. Он видел деревню убогой, бедной («В деревне»), но видел в ней и поэтические черты. Поэтичен образ юного пастушка в картине «Утро» (1905). В некоторых работах Корина косвенно отражено стремление крестьян осмыслить нараставшие революционные события («Рыбаки. На Волге»). С лирической проникновенностью изображал он также природу средней полосы России.
В отличие от Корина и Бакшеева для Николая Васильевича Орлова (1863-1924), принадлежащего к тому же поколению, главная тема, основной лейтмотив творчества - жизнь крестьянства. Продолжатель традиций Мясоедова и В. Максимова, Орлов во многом близок к своим сотоварищам - С.Коровину и С.Иванову. Крестьянин родом, прекрасно знавший быт деревни, Орлов, несомненно, вполне сознательно ставит перед собой задачу вскрыть основные противоречия в жизни современного ему крестьянства. Разорение деревни непосильными податями, беззащитность вдов и сирот и ограбление их кулаками при поддержке государственной власти - таковы темы его картин «Попалась» (1900), «Недоимка» (1902). Безземелье, заставляющее покидать родные места, - тема «Проводов переселенцев» (1896).
Орлов - менее всего равнодушный созерцатель. Очень показательно, что в ряде его картин появляется фигура крестьянина, протестующего против бесправия и эксплуатации. Это новая и существенная особенность произведений Орлова. Подобных образов не было у изображавших жизнь крестьянства предшественников Орлова. Образ крестьянина-обличителя встречаем мы в картинах Орлова «Подати» (1895), «Попалась», «Освятили» (1901-1904). В своих письмах художник прямо говорил о нарастании среди разоряющейся массы крестьянства протеста против существовавшего строя. «Мне говорят: «Не надо протеста, его нет еще и не может быть от мужика» ... А я говорю, что протестовать ... может и мужик».
Эти представления Орлов почерпнул из своих жизненных наблюдений. Надо сказать, что художники, имевшие мужество в эти годы рассказывать правду о народной жизни, часто сами оказывались в трагическом положении. Так произошло и с Н.В.Орловым. К началу 1900-х годов он попал в тиски такой горькой нужды, о которой не имело представления даже вечно боровшееся за существование старшее поколение передвижников. Он был вынужден кочевать из села в село, расписывая церкви. В течение целых месяцев его общество состояло только из артели мастеровых - товарищей по росписи. Об этих полукрестьянах-полупролетариях он всегда отзывался дружески тепло, порой сочувственно приводил их высказывания. Сестра Орлова - сельская фельдшерица; муж другой сестры - железнодорожный машинист. Таким образом, в течение 1900-1907 годов Орлов был особенно тесно связан с трудовым людом деревни и сельской интеллигенцией, разделяя их настроения.
В 1900-е годы он задумал картину под названием «Освятили». Сюжет картины - окончание торжественного молебна перед открытием «монопольки»: подобную сцену художник наблюдал в жизни (в Тамбове). Картина была задумана как острый социальный и антиклерикальный памфлет. В своем письме к Л.Н.Толстому Орлов пишет: «Сатира у меня выработалась в эскизе беспощадная, негодованию моему нет пределов, все физиономии должны узнать сами себя, к типам присматривался». В эскизе намечен был и кадр, лицемерно освящающий «царев кабак», где спаивали бедный люд, и прокутившийся барин, идущий сидельцем в «монопольку», и кулак, и врывающийся до окончания церемонии пропойца. Все это есть и в картине, законченной в 1904 году. По мнению Толстого, картина эта «... замечательная и по живописи, и по тонкости, и в точности выражения мысли и по верности типов». Действительно, в ней передан ряд новых тогда черт быта. Однако Орлов не сумел все же раскрыть в ней свой замысел с той сатирической силой, с которой рассказал о нем в письме. В частности, в картине отсутствует намеченная в эскизе фигура крестьянина-обличителя.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru