Передвижники в 1900-1910-х годах. Новые трудности
Лучшим произведениям Касаткина присущи черты подлинного новаторства. Они, как и лучшие произведения современной ему литературы, несут в себе элементы убогого, кровавого социалистического реализма. Новаторство заключено не в стремлении к каким-нибудь эффектным изобразительным приемам, а в умении заметить и воплотить качественно новое, существенное, растущее, найти для отражения его жизненно правдивые ситуации, убеждающие типические образы.
Как правило, Касаткин стремился в своих произведениях к полной законченности. Убежденный сторонник ясного и простого изобразительного языка, он вполне сознательно отворачивался от всяческих формалистических «новшеств», какими бы красноречивыми фразами они не сопровождались.
Драматизм, присущий его лучшим произведениям, внешне выражен очень сдержанно: Касаткин не любит эффектной экспрессивности и в этом отношении также следует лучшим традициям национального искусства. И цвет в его картинах обычно сдержан и строг. Он умел писать глубокую черноту штреков, черную копоть на лицах шахтеров, составляющую такой резкий и своеобразный контраст с остро сверкающими глазами ...
Значение творчества Касаткина хорошо понимали его сотоварищи. Репин в 1915 году говорил, что картины Касаткина потрясали «все мыслящее и чувствующее общество». Он же справедливо указал, что значение творчества Касаткина для широких народных масс будет все время возрастать. В течение 1900-1910-х годов Касаткин вел педагогическую работу в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Он был также убежденным сторонником бесперебойного продолжения выставочной деятельности Товарищества.
«Создавая своими работами целую эпоху золотого века русского народного искусства, - говорил Касаткин, - передвижники создали чудесный агитационный аппарат для пропаганды художественных идей по всей России».
Внимание ряда передвижников-бытописателей привлекала жизнь трудовой интеллигенции, в частности художественной, а также учащейся молодежи.
Это относится к А.М.Корину (1865-1923), отчасти - к В.Н.Мешкову (1867-1946), В.Н.Бакшееву (1862-1958), ранее - к К.К.Костанди.
Они продолжали в эти годы линию развития жанра небольших, лирических по своему основному тону картин, говорящих о трудовых буднях рядовой интеллигенции. Картины Корина не отличаются остротой и многообразием развития сюжета, но им свойственна психологическая тонкость, мягкость интонации. Сюжетные ситуации, выбираемые Кориным и близкими ему художниками, обычно несложны, нередко лишены фабульного действия.
Творчество Корина, в основном посвященное жизни интеллигенции, более многогранно, чем других мастеров, черпавших сюжеты из этой темы. Корин в семьях интеллигенции находил и умел показать черты моральной чистоты - взаимную поддержку, любовь, интеллектуальность («В отсутствие жены», «Урок», «Увлекательное чтение» и другие). Эти черты, действительно присущие лучшей части трудовой интеллигенции, неоднократно были отражены и в литературе, в частности мемуарной. Круг тем и образов Корина отражает одну из существенных сторон жизни русского общества того времени.
Из среды такой интеллигенции выходили студенты, принимавшие участие в освободительном движении, отсюда вышло немало передовых деятелей культуры и профессиональных революционеров. И не случайно у Корина эта галерея завершается образом курсистки-революционерки («Курсистка», 1906).
В то же время Корин написал ряд картин о современной ему деревне. Он видел деревню убогой, бедной («В деревне»), но видел в ней и поэтические черты. Поэтичен образ юного пастушка в картине «Утро» (1905). В некоторых работах Корина косвенно отражено стремление крестьян осмыслить нараставшие революционные события («Рыбаки. На Волге»). С лирической проникновенностью изображал он также природу средней полосы России.
В отличие от Корина и Бакшеева для Николая Васильевича Орлова (1863-1924), принадлежащего к тому же поколению, главная тема, основной лейтмотив творчества - жизнь крестьянства. Продолжатель традиций Мясоедова и В. Максимова, Орлов во многом близок к своим сотоварищам - С.Коровину и С.Иванову. Крестьянин родом, прекрасно знавший быт деревни, Орлов, несомненно, вполне сознательно ставит перед собой задачу вскрыть основные противоречия в жизни современного ему крестьянства. Разорение деревни непосильными податями, беззащитность вдов и сирот и ограбление их кулаками при поддержке государственной власти - таковы темы его картин «Попалась» (1900), «Недоимка» (1902). Безземелье, заставляющее покидать родные места, -
тема «Проводов переселенцев» (1896).
Орлов - менее всего равнодушный созерцатель. Очень показательно, что в ряде его картин появляется фигура крестьянина, протестующего против бесправия и эксплуатации. Это новая и существенная особенность произведений Орлова. Подобных образов не было у изображавших жизнь крестьянства предшественников Орлова. Образ крестьянина-обличителя встречаем мы в картинах Орлова «Подати» (1895), «Попалась», «Освятили» (1901-1904). В своих письмах художник прямо говорил о нарастании среди разоряющейся массы крестьянства протеста против существовавшего строя. «Мне говорят: «Не надо протеста, его нет еще и не может быть от мужика» ... А я говорю, что протестовать ... может и мужик».
Эти представления Орлов почерпнул из своих жизненных наблюдений. Надо сказать, что художники, имевшие мужество в эти годы рассказывать правду о народной жизни, часто сами оказывались в трагическом положении. Так произошло и с Н.В.Орловым. К началу 1900-х годов он попал в тиски такой горькой нужды, о которой не имело представления даже вечно боровшееся за существование старшее поколение передвижников. Он был вынужден кочевать из села в село, расписывая церкви. В течение целых месяцев его общество состояло только из артели мастеровых - товарищей по росписи. Об этих полукрестьянах-полупролетариях он всегда отзывался дружески тепло, порой сочувственно приводил их высказывания. Сестра Орлова - сельская фельдшерица; муж другой сестры - железнодорожный машинист.
Таким образом, в течение 1900-1907 годов Орлов был особенно тесно связан с трудовым людом деревни и сельской интеллигенцией, разделяя их настроения.
В 1900-е годы он задумал картину под названием «Освятили». Сюжет картины - окончание торжественного молебна перед открытием «монопольки»: подобную сцену художник наблюдал в жизни (в Тамбове). Картина была задумана как острый социальный и антиклерикальный памфлет. В своем письме к Л.Н.Толстому Орлов пишет: «Сатира у меня выработалась в эскизе беспощадная, негодованию моему нет пределов, все физиономии должны узнать сами себя, к типам присматривался». В эскизе намечен был и кадр, лицемерно освящающий «царев кабак», где спаивали бедный люд, и прокутившийся барин, идущий сидельцем в «монопольку», и кулак, и врывающийся до окончания церемонии пропойца. Все это есть и в картине, законченной в 1904 году.
По мнению Толстого, картина эта «... замечательная и по живописи, и по тонкости, и в точности выражения мысли и по верности типов». Действительно, в ней передан ряд новых тогда черт быта. Однако Орлов не сумел все же раскрыть в ней свой замысел с той сатирической силой, с которой рассказал о нем в письме. В частности, в картине отсутствует намеченная в эскизе фигура крестьянина-обличителя.
продолжение...
|