Передвижники в 1900-1910-х годах. Новые трудности
Разумеется, Академия художеств, оставаясь в ведомстве императорского двора, не изменила своего существа. Но передвижники все же получили возможность не только влиять на весь ход педагогического процесса, но и практически осуществлять его, отбросив очень многое из того, что в нем устарело, что было косно, что тормозило и мешало воспитывать художественную молодежь в духе реализма.
Возвращаясь к реформе Академии 1893 года, мы считаем необходимым подчеркнуть, что значение ее далеко выходит за рамки борьбы против пережитков окостеневшего уже к тому времени так называемого классического метода. Передвижники, войдя в Академию, воспользовались открывшейся возможностью, хотя и ограниченной, повести более активно борьбу на два фронта - против эпигонов академизма и против «модных» эстетских течений и их воздействия на молодежь.
Добавим, что вопреки кампании, поднятой против Репина, авторитет великого мастера, обаяние его личности, его таланта было огромно и среди широких кругов зрителей и среди художественной молодежи, которая буквально со всех концов России тянулась в его мастерскую. К 1905 году количество учеников в мастерской Репина превышало семьдесят, то есть было более чем вдвое выше нормы. Несмотря на некоторые разноречия в воспоминаниях учеников Репина, становится очевидным, что он, пренебрегая мелочным, школярским наставничеством, осуществлял в своей мастерской широкое идейно-творческое руководство молодыми художниками. Об этом рассказывает и И.Бродский в автобиографии: «Репин требовал от нас композиций, и когда накапливалось много работ, мы устраивали в мастерской маленькую выставку. Приходил Репин и вместе с нами разбирал работы.
Очень важно отметить значение, которое Репин придавал социальной тематике в наших академических эскизах. Он настойчиво советовал нам писать свои композиции на близкие, волнующие нас темы, взятые из окружающей жизни». Показательно, что даже в 1907 году, когда начался отлив революционной волны, ученики Репина выступили с дипломными композициями, посвященными пролетариату.
Очень важен был также личный пример Репина, неоднократно, по воспоминаниям И.Грабаря, писавшего модель вместе с учениками». Немалую пользу приносила страстная увлеченность Репина искусством, его вера в то, что «искусство - для жизни», его горение, его последовательная борьба за реалистическое искусство. О значении Репина-педагога говорит и творческая судьба его учеников, которые сыграли большую роль не только в художественной жизни 1900-1910-х годов, но и позже, в сложении советской социалистической культуры. Достаточно сказать, что учениками Репина были Н.И.Бродский, Д.Н.Кардовский, Б.М.Кустодиев, И.Я.Билибин, И.Г.Дроздов, Г.Н.Горелов, И.С.Горюшкин-Сорокопудов, С.М.Прохоров и многие другие. Ученики Репина несли воспринятые у него лучшие традиции в провинциальные города, несли их и другим
народам России (как В.Попов, воспитавший плеяду карело-финских советских художников; как Ф.В.Сычков, работавший в Мордовии, и другие). В мастерской Репина училась талантливая молодежь национальных краев - многие украинские художники (Е.И.Буковицкий, Ф.С.Красицкий, А.А.Мурашко), грузинский художник М.И.Тоидзе и другие.
Показательно и то, что Репин стремился натолкнуть учеников на близкие им темы национальной жизни. Например, «Народный праздник в Мцхете» («Мцхетоба») - тема конкурсной картины М.Тоидзе; »Гость из Запорожья» - Ф.Красицкого и т.д.
Не только Репин, но и Суриков шел с передвижниками в это трудное время. Художник испытал благотворное воздействие революционного подъема. Он, несомненно, искал большую тему, и его обращение по совету Стасова к истории красноярского бунта XVII века вполне закономерно. Закономерно и обращение художника к восстанию Разина и к его личности.
Но историческая живопись не занимала все же на выставках Товарищества в это время значительного места. Над историческими темами работал преимущественно Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916). В лучших своих произведениях он изображал с мастерством и непринужденностью небольшие сценки из жизни Древней Руси, хотя порой его вещи были салонно-слащавы. Он мало показывал конкретные образы исторических деятелей, его редко привлекали большие, стержневые исторические конфликты. Его персонажи - большей частью маленькие люди, преимущественно мелкая боярская челядь. Они действуют в картинах совершенно естественно и отнюдь не кажутся ряженными в одежду XVII века. Художник изображает их с мягким сочувствием, часто с юмором.
Впрочем, и лучшие его исторические произведения не претендуют на особенную глубину, но они настолько жизненно написаны, что кажутся списанными художником с натуры. Жанровые картины К.Лебедева («На побывку к сыну», «На родине») содержательнее.
С неустанным трудолюбием продолжал работать В.Маковский, пополняя созданную им ранее галерею образов мелкого городского люда и чиновничества. Небольшие полотна его по-прежнему поражают блеском и тонкостью мастерства психологической характеристики, подлинно виртуозным владением мимикой, жестом, глубоким вниманием к типическим бытовым деталям: «Утомилась» (1897-1898), «Не припомню», «Просительница» (обе - 1899), «Беседа», «Идеалист-практик и материалист-теоретик» (1900), «Веселый анекдот» (1901), «Интервью» (1904) и многие другие. Те же черты можно отметить и в его многочисленных акварелях и рисунках. В основном Маковский остается верен традициям небольшой картины-новеллы.
Но в таких картинах появляются и новые черты. Остро раскрыт социальный конфликт, резко противопоставлен образ революционерки образу царского чиновника в картине «Допрос революционерки» (1904). В.Маковский неоднократно и раньше обращался к сценам суда («Оправданная» и другие). Но нигде в картинах 1870-1880-х годов он не разоблачал прямо и остро реакционную классовую сущность царского суда. Кроме того, в картине «Оправданная» сама ситуация и действующие лица (няня, ребенок, старички родители) таковы, что заставляют думать о семейной драме. В «Допросе» же перед нами женщина - политический борец.
Новые черты видим мы и в картине «Две матери» (1905-1906). Здесь уже не персонажи старой Москвы 1860-1870-х годов и не те социальные отношения, которые определяли, например, содержание картины «Посещение бедных» (1874). В столкновении из-за ребенка между родной матерью - простой работницей и приемной матерью - представительницей буржуазной интеллигенции художник видел моральное право первой. Новым является и мотив спора у Маковского. Его привычные герои, маленькие люди, погруженные полностью, как казалось по предыдущим картинам, в свои повседневные заботы, сейчас неумело, робко, но уже пытаются осмыслить существо происходящего в стране. Эти попытки вызывают порой улыбку у художника, но самый факт, отраженный им, доказывает глубину
происходящих сдвигов («Беседа», «Идеалист-практик и материалист-теоретик» и другие). В 1905 году В.Маковский создал многофигурную композицию «9 января», в которой страстно протестовал против расправы над революционными рабочими. Таким образом, в творчестве В. Маковского получили дальнейшее развитие те прогрессивные черты, которые воплотились в 1890-х годах в его «Вечеринке» и в других лучших произведениях предшествующих лет. В живописи В. Маковского происходят существенные изменения - она становится более пластичной, колорит, особенно в светлых тонах, обогащается. Но о деятельности Маковского в этот период нужно судить не только по выставкам. Активной и полезной была и его педагогическая работа в Академии художеств.
продолжение...
|