На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страниц 10
Страниц 11
Страниц 12

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Царь Иван Васильевич
Грозный,
Виктор Васнецов, 1897

   
Передвижники в 1900-1910-х годах. Новые трудности

Разумеется, Академия художеств, оставаясь в ведомстве императорского двора, не изменила своего существа. Но передвижники все же получили возможность не только влиять на весь ход педагогического процесса, но и практически осуществлять его, отбросив очень многое из того, что в нем устарело, что было косно, что тормозило и мешало воспитывать художественную молодежь в духе реализма.
Возвращаясь к реформе Академии 1893 года, мы считаем необходимым подчеркнуть, что значение ее далеко выходит за рамки борьбы против пережитков окостеневшего уже к тому времени так называемого классического метода. Передвижники, войдя в Академию, воспользовались открывшейся возможностью, хотя и ограниченной, повести более активно борьбу на два фронта - против эпигонов академизма и против «модных» эстетских течений и их воздействия на молодежь.
Добавим, что вопреки кампании, поднятой против Репина, авторитет великого мастера, обаяние его личности, его таланта было огромно и среди широких кругов зрителей и среди художественной молодежи, которая буквально со всех концов России тянулась в его мастерскую. К 1905 году количество учеников в мастерской Репина превышало семьдесят, то есть было более чем вдвое выше нормы. Несмотря на некоторые разноречия в воспоминаниях учеников Репина, становится очевидным, что он, пренебрегая мелочным, школярским наставничеством, осуществлял в своей мастерской широкое идейно-творческое руководство молодыми художниками. Об этом рассказывает и И.Бродский в автобиографии: «Репин требовал от нас композиций, и когда накапливалось много работ, мы устраивали в мастерской маленькую выставку. Приходил Репин и вместе с нами разбирал работы. Очень важно отметить значение, которое Репин придавал социальной тематике в наших академических эскизах. Он настойчиво советовал нам писать свои композиции на близкие, волнующие нас темы, взятые из окружающей жизни». Показательно, что даже в 1907 году, когда начался отлив революционной волны, ученики Репина выступили с дипломными композициями, посвященными пролетариату.
Очень важен был также личный пример Репина, неоднократно, по воспоминаниям И.Грабаря, писавшего модель вместе с учениками». Немалую пользу приносила страстная увлеченность Репина искусством, его вера в то, что «искусство - для жизни», его горение, его последовательная борьба за реалистическое искусство. О значении Репина-педагога говорит и творческая судьба его учеников, которые сыграли большую роль не только в художественной жизни 1900-1910-х годов, но и позже, в сложении советской социалистической культуры. Достаточно сказать, что учениками Репина были Н.И.Бродский, Д.Н.Кардовский, Б.М.Кустодиев, И.Я.Билибин, И.Г.Дроздов, Г.Н.Горелов, И.С.Горюшкин-Сорокопудов, С.М.Прохоров и многие другие. Ученики Репина несли воспринятые у него лучшие традиции в провинциальные города, несли их и другим народам России (как В.Попов, воспитавший плеяду карело-финских советских художников; как Ф.В.Сычков, работавший в Мордовии, и другие). В мастерской Репина училась талантливая молодежь национальных краев - многие украинские художники (Е.И.Буковицкий, Ф.С.Красицкий, А.А.Мурашко), грузинский художник М.И.Тоидзе и другие.
Показательно и то, что Репин стремился натолкнуть учеников на близкие им темы национальной жизни. Например, «Народный праздник в Мцхете» («Мцхетоба») - тема конкурсной картины М.Тоидзе; »Гость из Запорожья» - Ф.Красицкого и т.д.

Не только Репин, но и Суриков шел с передвижниками в это трудное время. Художник испытал благотворное воздействие революционного подъема. Он, несомненно, искал большую тему, и его обращение по совету Стасова к истории красноярского бунта XVII века вполне закономерно. Закономерно и обращение художника к восстанию Разина и к его личности.
Но историческая живопись не занимала все же на выставках Товарищества в это время значительного места. Над историческими темами работал преимущественно Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916). В лучших своих произведениях он изображал с мастерством и непринужденностью небольшие сценки из жизни Древней Руси, хотя порой его вещи были салонно-слащавы. Он мало показывал конкретные образы исторических деятелей, его редко привлекали большие, стержневые исторические конфликты. Его персонажи - большей частью маленькие люди, преимущественно мелкая боярская челядь. Они действуют в картинах совершенно естественно и отнюдь не кажутся ряженными в одежду XVII века. Художник изображает их с мягким сочувствием, часто с юмором. Впрочем, и лучшие его исторические произведения не претендуют на особенную глубину, но они настолько жизненно написаны, что кажутся списанными художником с натуры. Жанровые картины К.Лебедева («На побывку к сыну», «На родине») содержательнее.
С неустанным трудолюбием продолжал работать В.Маковский, пополняя созданную им ранее галерею образов мелкого городского люда и чиновничества. Небольшие полотна его по-прежнему поражают блеском и тонкостью мастерства психологической характеристики, подлинно виртуозным владением мимикой, жестом, глубоким вниманием к типическим бытовым деталям: «Утомилась» (1897-1898), «Не припомню», «Просительница» (обе - 1899), «Беседа», «Идеалист-практик и материалист-теоретик» (1900), «Веселый анекдот» (1901), «Интервью» (1904) и многие другие. Те же черты можно отметить и в его многочисленных акварелях и рисунках. В основном Маковский остается верен традициям небольшой картины-новеллы. Но в таких картинах появляются и новые черты. Остро раскрыт социальный конфликт, резко противопоставлен образ революционерки образу царского чиновника в картине «Допрос революционерки» (1904). В.Маковский неоднократно и раньше обращался к сценам суда («Оправданная» и другие). Но нигде в картинах 1870-1880-х годов он не разоблачал прямо и остро реакционную классовую сущность царского суда. Кроме того, в картине «Оправданная» сама ситуация и действующие лица (няня, ребенок, старички родители) таковы, что заставляют думать о семейной драме. В «Допросе» же перед нами женщина - политический борец.
Новые черты видим мы и в картине «Две матери» (1905-1906). Здесь уже не персонажи старой Москвы 1860-1870-х годов и не те социальные отношения, которые определяли, например, содержание картины «Посещение бедных» (1874). В столкновении из-за ребенка между родной матерью - простой работницей и приемной матерью - представительницей буржуазной интеллигенции художник видел моральное право первой. Новым является и мотив спора у Маковского. Его привычные герои, маленькие люди, погруженные полностью, как казалось по предыдущим картинам, в свои повседневные заботы, сейчас неумело, робко, но уже пытаются осмыслить существо происходящего в стране. Эти попытки вызывают порой улыбку у художника, но самый факт, отраженный им, доказывает глубину происходящих сдвигов («Беседа», «Идеалист-практик и материалист-теоретик» и другие). В 1905 году В.Маковский создал многофигурную композицию «9 января», в которой страстно протестовал против расправы над революционными рабочими. Таким образом, в творчестве В. Маковского получили дальнейшее развитие те прогрессивные черты, которые воплотились в 1890-х годах в его «Вечеринке» и в других лучших произведениях предшествующих лет. В живописи В. Маковского происходят существенные изменения - она становится более пластичной, колорит, особенно в светлых тонах, обогащается. Но о деятельности Маковского в этот период нужно судить не только по выставкам. Активной и полезной была и его педагогическая работа в Академии художеств.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru