На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18

   
 
  
   

Картины Василия
Перова



Охотники на привале,
1871


Гитарист-бобыль,
1865


Чаепитие в
Мытищах, близ
Москвы,
1862

   
Владимир Обухов. Перов - Тургенев русской живописи

Менее всего интересовал Перова сам Иван Степанович Камынин как таковой - почтенный, шестидесяти с лишним лет от роду, глава торгового дома. Изобразив этого купца - одного из великого множества подобных друг другу обитателей «темного царства», - Перов тем самым создал портрет целого сословия и, более того, целого класса. Сарказм и ирония художника направлены против всех «камыниных» сразу. Эта работа, помимо всего прочего, является важным «человеческим документом»: в ней отразилось отношение художника к царству буржуазии. Несколько лет спустя художник придал портретные черты Камынина персонажу аллегорического рисунка «Современная идиллия»- восседающему на престоле российскому капиталисту, новому хозяину страны. Особое место среди портретных работ Перова, созданных в годы его творческой зрелости, занимает «Автопортрет», принадлежащий ныне Государственной Третьяковской галерее. В 1870 году, когда он был написан, Перов «за искусство и отличные познания в живописи портретной и народных сцен» получил звание профессора Академии художеств. Тогда же он совершил поездку в Арзамас, посетил те места, где провел детство и юность.
Возможно, что «Автопортрет» является своеобразным откликом на эти немаловажные для Перова события. Изобразив себя в пору успеха и всеобщего признания, художник тем самым словно бы демонстрировал, чего достиг и кем стал незаконнорожденный сын бедных родителей, разночинец,- не имея ни денежного состояния, ни чьей-либо протекции. Как когда-то в юношеском «Автопортрете», Перов слова предстает перед зрителем мастером живописи, артистом, светским человеком, только тогда это было скорее мечтой, теперь же стало явью. Овальный формат изображения, который довольно редко использовали художники-реалисты и очень любили мастера салонного портрета, свидетельствует о желании Перова создать образ эффектный и репрезентативный. Черные волосы и не менее черная борода оттеняют благородную бледность лица. Несколько манерен жест правой руки: кисть с золотым кольцом на безымянном пальце безвольно опущена. Как отмечает А.А.Федоров-Давыдов, эта работа по своим композиционным приемам близка «дворянскому портрету с его парадной представительностью позы...». Во взгляде Перова, в выражении его лица, уже изрезанного кое-где глубокими морщинами, читаются внутреннее беспокойство, настороженность, тревога.
Казалось бы, к началу 1870-х годов ведущее место Перова в среде русских живописцев окончательно упрочилось. Он становится одним из учредителей Товарищества передвижных выставок, возглавляет группу московских художников-передвижников. Имя его известно всей культурной России, почти непререкаем авторитет Перова в художнической среде. Крамской с почтительной иронией именует его незадолго до первой передвижной выставки «папой» московским».
Но показательно, что тот же Крамской, человек высочайшей чуткости и прозорливости, писал несколько позднее - в 1875 году: «Четыре года тому назад Перов был впереди всех, еще только четыре года, а после Репина «Бурлаков» он невозможен. ...Для всех стало очевидным, что уже невозможно остановиться хотя бы на маленькую станцию, оставаясь с Перовым во главе».
Усложнились к этому времени задачи, стоявшие перед мастерами русского реализма: необходимо было художественно осмыслить не только частные явления, но и наиболее глубинные процессы жизни человека и общества. Осилить эти задачи смогло лишь новое поколение русских реалистов во главе с Репиным. Стремительно возрастал и уровень живописного мастерства русских художников. Все чаще появлялись картины, написанные широко, смело и свободно; поклонникам реалиста И.Е.Репина или академиста Г.И.Семирадского в одинаковой мере должна была казаться старомодной живопись Перова и его товарищей «шестидесятников».
И, самое главное, Перову изменяет уверенность в себе, в своих творческих установках. В то время, когда борьба между реализмом и академизмом принимает наиболее острые формы, позиция Перова оказывается компромиссной. Оставаясь убежденным демократом и реалистом, художник поддерживает тесные связи с академическими кругами, тем более что после смерти С.К.Зарянко он становится ведущим преподавателем московского Училища живописи, ваяния и зодчества. К тому же очень сложными и напряженными были отношения Перова с некоторыми петербургскими передвижниками, что в конечном счете (в апреле 1877 года) привело его к выходу из Товарищества. Все более противоречивый характер носит само творчество художника - успехи все чаще стали перемежаться с явными неудачами.
Предвестия надвигающегося внутреннего кризиса стали заметны прежде всего в жанровых полотнах Перова. Еще в 1870 году он отправил па академическую выставку картину «Птицелов»; ею открывается серия работ, посвященных живущим вне времени чудакам и оригиналам, которые «ничего в мире больше не знают, кроме своих птиц и рыб». Позднее появляются «Рыболов», «Голубятник», «Ботаник». Персонажи этих полотен, милые и добродушные люди, существуют как бы вне того огромного социального мира, где «маленькому человеку» постоянно угрожают бедность, угнетение, несправедливость. При таком подходе совсем не важно, кем является тот или иной герой - дворовым парнем или престарелым помещиком, ведь изображается он лишь в отношении к предмету своих увлечений. Душевное состояние «птицелова» или «ботаника», «голубятника» или «рыболова» определяется теми несложными эмоциями, которые возникают в моменты поиска, охоты, ловли.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru