На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18

   
 
  
   

Картины Василия
Перова



Охотники на привале,
1871


Птицелов
ход на Пасхе,
1870


Чаепитие в
Мытищах, близ
Москвы,
1862

   
Владимир Обухов. Перов - Тургенев русской живописи

Недостатки неизбежны в этой картине, они являются следствием трудностей, связанных с творческими поисками художника. Отсутствие органического единства образа доказывало, что Перов, используя старые приемы, в целом опирается уже на новый художественный метод, основу которого составляет социальный анализ явлений действительности. Он строит упорядоченную сюжетную конструкцию, где действие еще слабо выражено. Своего рода «знаками», в сумме составляющими легко читаемую «фразу», становятся изображенные на картине предметы (скромное лукошко с яйцами, например, свидетельствует о лихоимстве чиновников). Это позволяет художнику вести повествование «от себя», выявляя и демонстрируя постыдные факты общественной жизни. Взяточничество и несправедливые судебные преследования крестьян были явлениями, хорошо знакомыми любому современнику Перова. Появление картины, изображавшей взяточника в роли судьи и честного человека в роли обвиняемого, было событием не только художественным, но и социальным. Поэтому важнейшее значение имело определение позиции автора, его отношения к изображаемому. И Перов сумел четко разграничить добро и зло, обострив характеристику персонажей. Так, юноша крестьянин оказывается носителем лишь положительных качеств - ему свойственны честность, доброта, простодушие. Даже светотень используется Перовым для этической оценки участников судилища: обвиняемый освещен, становой погружен в полутьму.
Картина в данном случае осмысливается художником как обвинительный «документ», потому столь сух и прозаичен ее живописный язык. Перов выражает, ясно и определенно, свои мысли, но не чувства; он почти полностью отстраняется от всего «поэтического» - как фальшивого и надуманного. По словам В.В.Стасова, Перов «мало был наклонен расплываться в красивых и сладких ощущениях...». А в нотках сентиментализма, что порой пробиваются в его создании, виновата лишь неопытность молодого мастера. Зато вполне самостоятелен и творчески уверен Перов в тех фрагментах, где явственно звучит критический пафос. Потому удачнее всего оказываются образы отрицательных персонажей: самонадеянного станового с длинной трубкой для курения и страдающего от зубной боли писаря.
В самом начале своего творческого пути Перов уже не только остроумный рассказчик, он моралист и обличитель. Его социальная позиция - разночинца-демократа и сторонника решительных реформ - не только ясна и определенна, но и в высшей степени активна. Обличение аморализма имеет очевидный политический подтекст: ведь носителями зла являются носители власти.
Формирование новаторских принципов не могло произойти легко и сразу. Во всяком случае, содержание исполненной в 1859 году картины «Сцена на могиле» сводится к вневременной и абстрактной сентенции, выраженной словами русской народной песни: «Мать плачет, как река льется; сестра плачет, как ручей течет; жена плачет, как роса падает, - взойдет солнышко, росу высушит». Условной воспринимается композиция картины, надуманной - сама сцена. И это несмотря на все старания Перова с предельной иллюзорной точностью передать каждую деталь изображения (работая над картиной, он даже насыпал в своей мастерской песчаный холм). Совершенно очевидно, что задачи, стоявшие в этом случае перед художником, носили еще ученический и до некоторой степени формальный характер. Создавая «Сцену на могиле», Перов желал показать свое возросшее живописное мастерство и в то же время добивался столь почитаемой в академических кругах «экспрессии» - выразительности поз, жестов, мимики.
Действительно, душевное состояние персонажей выражено с большим умением; Перову удалось показать и безутешную скорбь матери покойного, и глубокое горе сестры, и мимолетную печаль молодой жены, уже осторожно поглядывающей на проходящего мимо мужчину. Но переживания их односложны, сведены к простейшим аффектам, это кульминационные состояния, отвечающие на определенное событие, которое потрясает, пусть и в разной степени, всех персонажей сцены, - на смерть близкого родственника. Такого рода переживания характеризуют не конкретных, всегда сложных и противоречивых по своему психическому складу людей: перед зрителями предстают своеобразные олицетворения важных человеческих качеств (способность к горячей любви и верности, привязанность, непостоянство), независимых от определенного жизненного уклада, от характера конкретно-исторической среды.
Сам Перов «Сценой на могиле» был, судя по всему, недоволен. Хотя художник потратил на создание картины много сил, он так и не представил ее на соискание золотой медали второго достоинства (а именно с такой целью она была написана). Вместо этого Перов принялся за новый сюжет. В результате возникла картина «Первый чин (Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы)». В этой работе, местонахождение которой теперь неизвестно, молодой мастер прибегает к прямой «художественной цитате»: самонадеянный и самодовольный мелкий чиновник словно списан с федотовского «свежего кавалера». Образ новоиспеченного коллежского регистратора можно рассматривать как ценное «указание» на один из источников творчества Перова.
Малую золотую медаль Перов получил: «Первый чин» был благосклонно принят Советом Академии художеств. И в 1860 году, будучи обладателем всех необходимых для этого академических наград, молодой художник становится соискателем Большой золотой медали, дававшей право на длительную заграничную поездку, - немалое достижение для воспитанника московского Училища живописи и ваяния (с 1843 по 1856 год, по свидетельству Зарянко, высшей наградой, «какой достигли ученики живописи» в Училище была одна единственная серебряная медаль первого достоинства). На некоторое время Перов переезжает в Петербург, не порывая при этом связей с московскими учителями и друзьями.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru