Владимир Обухов. Перов - Тургенев русской живописи
Недостатки неизбежны в этой картине, они являются следствием трудностей, связанных с творческими поисками художника. Отсутствие органического единства образа доказывало, что Перов, используя старые приемы, в целом опирается уже на новый художественный метод, основу которого составляет социальный анализ явлений действительности. Он строит упорядоченную сюжетную конструкцию, где действие еще слабо выражено.
Своего рода «знаками», в сумме составляющими легко читаемую «фразу», становятся изображенные на картине предметы (скромное лукошко с яйцами, например, свидетельствует о лихоимстве чиновников). Это позволяет художнику вести повествование «от себя», выявляя и демонстрируя постыдные факты общественной жизни. Взяточничество и несправедливые судебные преследования крестьян были явлениями, хорошо знакомыми любому современнику Перова.
Появление картины, изображавшей взяточника в роли судьи и честного человека в роли обвиняемого, было событием не только художественным, но и социальным. Поэтому важнейшее значение имело определение позиции автора, его отношения к изображаемому. И Перов сумел четко разграничить добро и зло, обострив характеристику персонажей. Так, юноша крестьянин оказывается носителем лишь положительных качеств - ему свойственны честность, доброта, простодушие.
Даже светотень используется Перовым для этической оценки участников судилища: обвиняемый освещен, становой погружен в полутьму.
Картина в данном случае осмысливается художником как обвинительный «документ», потому столь сух и прозаичен ее живописный язык. Перов выражает, ясно и определенно, свои мысли, но не чувства; он почти полностью отстраняется от всего «поэтического» - как фальшивого и надуманного. По словам В.В.Стасова, Перов «мало был наклонен расплываться в красивых и сладких ощущениях...».
А в нотках сентиментализма, что порой пробиваются в его создании, виновата лишь неопытность молодого мастера. Зато вполне самостоятелен и творчески уверен Перов в тех фрагментах, где явственно звучит критический пафос. Потому удачнее всего оказываются образы отрицательных персонажей: самонадеянного станового с длинной трубкой для курения и страдающего от зубной боли писаря.
В самом начале своего творческого пути Перов уже не только остроумный рассказчик, он моралист и обличитель. Его социальная позиция - разночинца-демократа и сторонника решительных реформ - не только ясна и определенна, но и в высшей степени активна. Обличение аморализма имеет очевидный политический подтекст: ведь носителями зла являются носители власти.
Формирование новаторских принципов не могло произойти легко и сразу. Во всяком случае, содержание исполненной в 1859 году картины «Сцена на могиле» сводится к вневременной и абстрактной сентенции, выраженной словами русской народной песни: «Мать плачет, как река льется; сестра плачет, как ручей течет; жена плачет, как роса падает, - взойдет солнышко, росу высушит».
Условной воспринимается композиция картины, надуманной - сама сцена. И это несмотря на все старания Перова с предельной иллюзорной точностью передать каждую деталь изображения (работая над картиной, он даже насыпал в своей мастерской песчаный холм). Совершенно очевидно, что задачи, стоявшие в этом случае перед художником, носили еще ученический и до некоторой степени формальный характер.
Создавая «Сцену на могиле», Перов желал показать свое возросшее живописное мастерство и в то же время добивался столь почитаемой в академических кругах «экспрессии» - выразительности поз, жестов, мимики.
Действительно, душевное состояние персонажей выражено с большим умением; Перову удалось показать и безутешную скорбь матери покойного, и глубокое горе сестры, и мимолетную печаль молодой жены, уже осторожно поглядывающей на проходящего мимо мужчину. Но переживания их односложны, сведены к простейшим аффектам, это кульминационные состояния, отвечающие на определенное событие, которое потрясает, пусть и в разной степени, всех персонажей сцены, - на смерть близкого родственника.
Такого рода переживания характеризуют не конкретных, всегда сложных и противоречивых по своему психическому складу людей: перед зрителями предстают своеобразные олицетворения важных человеческих качеств (способность к горячей любви и верности, привязанность, непостоянство), независимых от определенного жизненного уклада, от характера конкретно-исторической среды.
Сам Перов «Сценой на могиле» был, судя по всему, недоволен. Хотя художник потратил на создание картины много сил, он так и не представил ее на соискание золотой медали второго достоинства (а именно с такой целью она была написана).
Вместо этого Перов принялся за новый сюжет. В результате возникла картина «Первый чин (Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы)». В этой работе, местонахождение которой теперь неизвестно, молодой мастер прибегает к прямой «художественной цитате»: самонадеянный и самодовольный мелкий чиновник словно списан с федотовского «свежего кавалера». Образ новоиспеченного коллежского регистратора можно рассматривать как ценное «указание» на один из источников творчества Перова.
Малую золотую медаль Перов получил: «Первый чин» был благосклонно принят Советом Академии художеств. И в 1860 году, будучи обладателем всех необходимых для этого академических наград, молодой художник становится соискателем Большой золотой медали, дававшей право на длительную заграничную поездку, - немалое достижение для воспитанника московского Училища живописи и ваяния (с 1843 по 1856 год, по свидетельству Зарянко, высшей наградой, «какой достигли ученики живописи» в Училище была одна единственная серебряная медаль первого достоинства).
На некоторое время Перов переезжает в Петербург, не порывая при этом связей с московскими учителями и друзьями.
продолжение...
|