Владимир Обухов. Перов - Тургенев русской живописи
Первыми в ряду собственно портретных образов (если не считать работ 1851 года: «Автопортрета» и несохранившегося «Портрета отца») были изображения московских коллекционеров, имевших в своих собраниях картины Перова: Л.С.Медведева, Г.И.Хлудова, П.Ф.Резанова.
Надо думать, что этим произведениям, скромным и по размерам, и по художественному строю, Перов вряд ли придавал большое значение.
Но после того, как ему заказал свой портрет еще один из собирателей - А.А.Борисовский, - художник, по сообщению Собко, «отнесся настолько серьезно к этому делу, что съездил нарочно в Петербург, с целью скопировать наперед несколько голов со старых мастеров в Эрмитаже, каковы:
Ван-Дейк, Веласкец, Криспи» (о том, где находятся теперь копии с работ Веласкеса и Креспи, ничего не известно, но сохранилась и в настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее копия фрагмента из «Семейного портрета» Ван Дейка).
Самый этот факт весьма многозначителен: надо было поставить перед собой очень серьезные задачи, чтобы столь методично и основательно готовиться к выполнению очередного заказа. Видимо, к моменту поездки в Петербург Перов сумел вполне уяснить и осознать, сколь богатые возможности коренятся в жанре портрета для художника-психолога.
Примерно в это же время П.М.Третьяков предлагает Перову написать для своей уже получившей широкую известность коллекции портреты наиболее знаменитых людей России.
Конечно же, не сразу освоился художник в новой для него области искусства. Несмотря на тщательную подготовительную работу, явно не удался ему портрет Борисовского. К особенным творческим достижениям Перова никак нельзя отнести и портрет писателя А.Ф.Писемского (первый среди заказанных Третьяковым).
Создавая образ автора «Тысячи душ» и «Горькой судьбины», Перов отталкивался не от конкретного психологического анализа, а от распространенного - и достаточно банального - представления о том, каким должен быть высокоодаренный человек. Отсюда - почти пародийный контраст «возвышенного» и «земного» начал, возникающий вопреки воле автора.
Несколько надуманные поза и жест Писемского (в левой руке книга, взгляд устремлен вверх) и аффектированное выражение лица странно сочетаются с прозаичностью его внешнего облика (обрюзгшие щеки, довольно жидкая бородка, внушительных размеров живот).
В качестве портретиста Перов впервые предстал перед русской публикой на академической выставке 1869 года. Помимо двух уже названных работ, здесь был экспонирован и портрет В.Безсонова, московского врача и любителя искусств, близкого знакомого художника.
Именно этим произведением Перов открывает ряд портретных характеристик, в которых развитый психологический анализ сливается со своеобразной драматургией образа.
Естественной и даже случайной кажется поза Безсонова - на самом деле, конечно же, хорошо продуманная и точно найденная. Пожилой врач изображен как бы в один из обычнейших моментов своей жизни, в наиболее типичном для него душевном состоянии.
Внимательно всматриваясь в давно знакомого ему человека - и это авторское вглядывание почти физически ощутимо, - Перов фиксирует все психологически важные особенности его внешности.
При этом художник избегает идеализации, ни в чем не поступаясь точностью изображения: недобрым может показаться взгляд умных глаз, несколько неряшлива прическа, что-то вызывающее есть в позе врача. По, складываясь воедино, все эти черты строят образ личности значительной и самобытной - коренного москвича, оригинала и знатока.
Главное достоинство творческого метода Перова-портретиста заключается в умении глубоко и вдумчиво анализировать душевный склад модели, а затем, на основе такого прочтения, давать развернутую характеристику человека, ставшего объектом изображения.
Почти никак внешне не выражая своего отношения к модели, Перов так воссоздает личность, что главные ее духовные качества становятся вполне наглядными, выявившимися, заметными каждому зрителю.
Таким образом, внутренняя значительность моделей определяет значительность портретных образов. И потому вершинами в портретном творчестве Перова стали образы людей высочайшего интеллекта и огромной духовной силы - А.Н.Островского и Ф.М.Достоевского.
Ко времени, когда был написан портрет Островского, имя этого замечательного драматурга знала уже вся образованная Россия. Тем сложнее оказывалась задача, вставшая перед Перовым: он должен был создать образ, в котором раскрылась бы личность «отца русского театра», его роль в жизни русского общества, его вклад в развитие национального искусства.
Решение, найденное Перовым, неоднозначно. Может даже показаться, что образ Островского дан в интимно-бытовом ключе: на драматурге теплый домашний халат, сидит он в привычной и, видимо, удобной для него позе.
Камерности, интимности облика Островского вполне соответствует и характер цветовой гаммы: мягкой и теплой, с доминирующими охристыми золотистыми тонами. Но приметы домашнего быта, входя в состав развернутой характеристики образа Островского, лишь намекают на то, что перед нами коренной москвич и бытописатель.
Изображается отнюдь не один из заурядных житейских моментов, когда и великие люди погружены в суетные заботы. Островский предстает перед зрителем в минуты напряженной внутренней деятельности, наблюдения и размышления.
Его взгляд менее всего обращен к нам, зрителям: профессионально-цепкое и пристальное вглядывание в только ему видимый объект - обличения или сочувствия - составляет неотъемлемую часть творческой, духовной работы Островского, предстающего на перовском портрете.
продолжение...
|