На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18

   
 
  
   

Картины Василия
Перова



Охотники на привале,
1871


Гитарист-бобыль,
1865


Чаепитие в
Мытищах, близ
Москвы,
1862

   
Владимир Обухов. Перов - Тургенев русской живописи

Первыми в ряду собственно портретных образов (если не считать работ 1851 года: «Автопортрета» и несохранившегося «Портрета отца») были изображения московских коллекционеров, имевших в своих собраниях картины Перова: Л.С.Медведева, Г.И.Хлудова, П.Ф.Резанова. Надо думать, что этим произведениям, скромным и по размерам, и по художественному строю, Перов вряд ли придавал большое значение.
Но после того, как ему заказал свой портрет еще один из собирателей - А.А.Борисовский, - художник, по сообщению Собко, «отнесся настолько серьезно к этому делу, что съездил нарочно в Петербург, с целью скопировать наперед несколько голов со старых мастеров в Эрмитаже, каковы: Ван-Дейк, Веласкец, Криспи» (о том, где находятся теперь копии с работ Веласкеса и Креспи, ничего не известно, но сохранилась и в настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее копия фрагмента из «Семейного портрета» Ван Дейка). Самый этот факт весьма многозначителен: надо было поставить перед собой очень серьезные задачи, чтобы столь методично и основательно готовиться к выполнению очередного заказа. Видимо, к моменту поездки в Петербург Перов сумел вполне уяснить и осознать, сколь богатые возможности коренятся в жанре портрета для художника-психолога. Примерно в это же время П.М.Третьяков предлагает Перову написать для своей уже получившей широкую известность коллекции портреты наиболее знаменитых людей России.
Конечно же, не сразу освоился художник в новой для него области искусства. Несмотря на тщательную подготовительную работу, явно не удался ему портрет Борисовского. К особенным творческим достижениям Перова никак нельзя отнести и портрет писателя А.Ф.Писемского (первый среди заказанных Третьяковым).
Создавая образ автора «Тысячи душ» и «Горькой судьбины», Перов отталкивался не от конкретного психологического анализа, а от распространенного - и достаточно банального - представления о том, каким должен быть высокоодаренный человек. Отсюда - почти пародийный контраст «возвышенного» и «земного» начал, возникающий вопреки воле автора. Несколько надуманные поза и жест Писемского (в левой руке книга, взгляд устремлен вверх) и аффектированное выражение лица странно сочетаются с прозаичностью его внешнего облика (обрюзгшие щеки, довольно жидкая бородка, внушительных размеров живот).
В качестве портретиста Перов впервые предстал перед русской публикой на академической выставке 1869 года. Помимо двух уже названных работ, здесь был экспонирован и портрет В.Безсонова, московского врача и любителя искусств, близкого знакомого художника. Именно этим произведением Перов открывает ряд портретных характеристик, в которых развитый психологический анализ сливается со своеобразной драматургией образа.
Естественной и даже случайной кажется поза Безсонова - на самом деле, конечно же, хорошо продуманная и точно найденная. Пожилой врач изображен как бы в один из обычнейших моментов своей жизни, в наиболее типичном для него душевном состоянии. Внимательно всматриваясь в давно знакомого ему человека - и это авторское вглядывание почти физически ощутимо, - Перов фиксирует все психологически важные особенности его внешности. При этом художник избегает идеализации, ни в чем не поступаясь точностью изображения: недобрым может показаться взгляд умных глаз, несколько неряшлива прическа, что-то вызывающее есть в позе врача. По, складываясь воедино, все эти черты строят образ личности значительной и самобытной - коренного москвича, оригинала и знатока.
Главное достоинство творческого метода Перова-портретиста заключается в умении глубоко и вдумчиво анализировать душевный склад модели, а затем, на основе такого прочтения, давать развернутую характеристику человека, ставшего объектом изображения. Почти никак внешне не выражая своего отношения к модели, Перов так воссоздает личность, что главные ее духовные качества становятся вполне наглядными, выявившимися, заметными каждому зрителю.
Таким образом, внутренняя значительность моделей определяет значительность портретных образов. И потому вершинами в портретном творчестве Перова стали образы людей высочайшего интеллекта и огромной духовной силы - А.Н.Островского и Ф.М.Достоевского.
Ко времени, когда был написан портрет Островского, имя этого замечательного драматурга знала уже вся образованная Россия. Тем сложнее оказывалась задача, вставшая перед Перовым: он должен был создать образ, в котором раскрылась бы личность «отца русского театра», его роль в жизни русского общества, его вклад в развитие национального искусства.
Решение, найденное Перовым, неоднозначно. Может даже показаться, что образ Островского дан в интимно-бытовом ключе: на драматурге теплый домашний халат, сидит он в привычной и, видимо, удобной для него позе. Камерности, интимности облика Островского вполне соответствует и характер цветовой гаммы: мягкой и теплой, с доминирующими охристыми золотистыми тонами. Но приметы домашнего быта, входя в состав развернутой характеристики образа Островского, лишь намекают на то, что перед нами коренной москвич и бытописатель. Изображается отнюдь не один из заурядных житейских моментов, когда и великие люди погружены в суетные заботы. Островский предстает перед зрителем в минуты напряженной внутренней деятельности, наблюдения и размышления. Его взгляд менее всего обращен к нам, зрителям: профессионально-цепкое и пристальное вглядывание в только ему видимый объект - обличения или сочувствия - составляет неотъемлемую часть творческой, духовной работы Островского, предстающего на перовском портрете.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru