На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18

   
 
  
   

Картины Василия
Перова



Охотники на привале,
1871


Птицелов
ход на Пасхе,
1870


Чаепитие в
Мытищах, близ
Москвы,
1862

   
Владимир Обухов. Перов - Тургенев русской живописи

«Перов - это Гоголь и Островский, Достоевский и Тургенев русской живописи, соединенные вместе» - слова эти принадлежат младшему современнику Перова и его первому биографу Н.П.Собко. Может быть, кое-что в этой оценке преувеличено, но в целом она вполне справедлива. Искусство Перова, выдающегося представителя русской реалистической живописи второй половины XIX века, одного из учредителей Товарищества передвижных выставок, действительно многогранно и многообразно. В его произведениях воссоздана целая эпоха в развитии России - сложная, яркая и противоречивая. Воссоздана художником большого таланта и острого ума, открывшим многие из тех путей, по которым в дальнейшем пошло развитие русского национального искусства.
Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 23 декабря (по ст. стилю) 1833 года. Он был внебрачным сыном обедневшего дворянина барона Г.К.Криденера. Прозвище «Перов», ставшее впоследствии фамилией, получил уже в семилетнем возрасте от своего учителя-дьячка за успехи в каллиграфии.
Первые годы жизни будущего художника прошли в странствованиях. Его отец, обладавший неуживчивым характером, был, видимо, типичным чиновником-неудачником. Он несколько раз менял место службы, а затем вышел в отставку. В конце концов после долгих мытарств семья Криденера поселилась в Арзамасском уезде Нижегородской губернии; глава семейства, Григорий Карлович стал управляющим частными имениями - вначале в селе Саблуково, затем в селе Пияшное.
Тринадцати лет от роду, окончив уездное училище, Перов попадает в арзамасскую художественную школу А.В.Ступина. К сожалению, к этому времени Арзамас покинул Н.М.Алексеев, зять и ближайший помощник Ступина, талантливый художник и опытный преподаватель. Тем не менее авторитет арзамасской школы был по-прежнему высок: в 1847 году (время поступления Перова в школу) у Ступина обучалось 16 человек - и это несмотря на весьма внушительную плату за обучение: от 200 до 350 рублей ассигнациями в год. Впрочем, занятия Перова в школе живописи длились недолго - около двух лет, к тому же со значительными перерывами. Но, прервав связи с арзамасской школой, юноша вовсе не отказывался от мысли стать профессиональным художником.
В церкви села Никольское, которое расположено недалеко от Пияшного, в свое время находилось «Распятие», написанное Перовым в семнадцатилетнем возрасте. Добиваясь максимального правдоподобия в изображении, молодой художник писал образ Христа с одного из своих деревенских приятелей, привязав того предварительно к столбу. Как и многие другие ранние работы, «Распятие» до наших дней не сохранилось.
Однако нет сомнений, что уже тогда, в начальную пору юности, Перов вполне владел рядом художественных приемов, сравнительно неплохо знал ремесло живописца. Свидетельство тому - «Автопортрет» 1851 года.
Умело, хотя порой и слишком подробно, фиксирует художник особенности своего облика, добиваясь предельно полного сходства. С большим старанием переданы физические качества модели и предметов: матовость кожи, блеск глаз, глянцевитая поверхность деревянной спинки стула. Несмотря на некоторую сухость исполнения, работа все же не является подобием дагерротипа - белое пятно рубашки, контрастирующее с чернотой модного пиджака, оживляет изображение, насыщает его живописной динамикой.
Иконографическая ценность первого перовского автопортрета несомненна. Но не только внешность молодого художника восстанавливает для нас эта картина, это еще и документ духовного развития Перова, его своеобразный юношеский «манифест». В позе молодого живописца, подчеркнуто свободной и раскованной, в легкой небрежности прически и одежды сквозят черты художнического артистизма. Перов изображает себя в совершенно особый момент - взгляд его сосредоточен, на лице лежит печать душевного подъема. Программный характер «Автопортрета» подчеркивает и атрибут высокого искусства - кисть в руке юноши. Перов явно стремится предстать перед зрителем в роли подлинного художника, творца. Именно в художественной деятельности видит он свое предназначение, свое будущее.
Осенью 1853 года Перов становится воспитанником московского Училища живописи и ваяния. Это художественное заведение отличалось своим демократизмом, доступ в него был открыт представителям практически всех сословий Российской империи. От поступающих требовалось только умение читать и писать, а также знание четырех арифметических правил и краткого катехизиса. Расположенное в центре России, училище было тесно связано с наиболее прогрессивными кругами московской интеллигенции. В Москве сильны были демократические тенденции. Усилия большей части преподавателей были направлены на создание национального искусства. Еще в 1843 году, в момент реорганизации небольшого художественного класса в Училище живописи и ваяния, его первый директор И.Г.Сенявин произнес знаменательные слова: «Переняв через северную столицу сокровища западного художественного образования, Москва может быть назначена к тому, чтобы дать ему свой национальный характер».
Но еще важнее другое: Перов начал свое художественное обучение в пору широкого общественного подъема, в то время, когда окончательно обнаружилась вся гнилость феодально-крепостнического уклада русской жизни. В 1856 году поражением завершается Крымская война, несколько ранее умирает недоброй памяти император Николай I. В условиях острого политического и экономического кризиса правительство Александра II пошло на определенные уступки: была ослаблена цензура, началась подготовка к «освобождению» крестьян. Новые веяния коснулись всех сторон культуры. Возникает демократическая журналистика, боевая и нелицеприятная. Проблематика современной жизни все более завладевает мыслью и чувством писателей, поэтов, художников. Быстро растет число живописцев, которые - одни смело, а другие более робко - шагнули вслед за великим бытописцем-лириком и бескомпромиссным обличителем П.А.Федотовым, всего за год до поступления Перова в Училище скончавшимся в одной из петербургских клиник.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru