Владимир Обухов. Перов - Тургенев русской живописи
«Перов - это Гоголь и Островский, Достоевский и Тургенев русской живописи, соединенные вместе» - слова эти принадлежат младшему современнику Перова и его первому биографу Н.П.Собко. Может быть, кое-что в этой оценке преувеличено, но в целом она вполне справедлива. Искусство Перова, выдающегося представителя русской реалистической живописи второй половины XIX века, одного из учредителей Товарищества передвижных выставок, действительно многогранно и многообразно.
В его произведениях воссоздана целая эпоха в развитии России - сложная, яркая и противоречивая. Воссоздана художником большого таланта и острого ума, открывшим многие из тех путей, по которым в дальнейшем пошло развитие русского национального искусства.
Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 23 декабря (по ст. стилю) 1833 года. Он был внебрачным сыном обедневшего дворянина барона Г.К.Криденера. Прозвище «Перов», ставшее впоследствии фамилией, получил уже в семилетнем возрасте от своего учителя-дьячка за успехи в каллиграфии.
Первые годы жизни будущего художника прошли в странствованиях. Его отец, обладавший неуживчивым характером, был, видимо, типичным чиновником-неудачником. Он несколько раз менял место службы, а затем вышел в отставку. В конце концов после долгих мытарств семья Криденера поселилась в Арзамасском уезде Нижегородской губернии; глава семейства, Григорий Карлович стал управляющим частными имениями - вначале в селе Саблуково, затем в селе Пияшное.
Тринадцати лет от роду, окончив уездное училище, Перов попадает в арзамасскую художественную школу А.В.Ступина. К сожалению, к этому времени Арзамас покинул Н.М.Алексеев, зять и ближайший помощник Ступина, талантливый художник и опытный преподаватель. Тем не менее авторитет арзамасской школы был по-прежнему высок: в 1847 году (время поступления Перова в школу) у Ступина обучалось 16 человек - и это несмотря на весьма внушительную плату за обучение: от 200 до 350 рублей ассигнациями в год.
Впрочем, занятия Перова в школе живописи длились недолго - около двух лет, к тому же со значительными перерывами. Но, прервав связи с арзамасской школой, юноша вовсе не отказывался от мысли стать профессиональным художником.
В церкви села Никольское, которое расположено недалеко от Пияшного, в свое время находилось «Распятие», написанное Перовым в семнадцатилетнем возрасте. Добиваясь максимального правдоподобия в изображении, молодой художник писал образ Христа с одного из своих деревенских приятелей, привязав того предварительно к столбу. Как и многие другие ранние работы, «Распятие» до наших дней не сохранилось.
Однако нет сомнений, что уже тогда, в начальную пору юности, Перов вполне владел рядом художественных приемов, сравнительно неплохо знал ремесло живописца. Свидетельство тому - «Автопортрет» 1851 года.
Умело, хотя порой и слишком подробно, фиксирует художник особенности своего облика, добиваясь предельно полного сходства. С большим старанием переданы физические качества модели и предметов: матовость кожи, блеск глаз, глянцевитая поверхность деревянной спинки стула. Несмотря на некоторую сухость исполнения, работа все же не является подобием дагерротипа - белое пятно рубашки, контрастирующее с чернотой модного пиджака, оживляет изображение, насыщает его живописной динамикой.
Иконографическая ценность первого перовского автопортрета несомненна. Но не только внешность молодого художника восстанавливает для нас эта картина, это еще и документ духовного развития Перова, его своеобразный юношеский «манифест». В позе молодого живописца, подчеркнуто свободной и раскованной, в легкой небрежности прически и одежды сквозят черты художнического артистизма. Перов изображает себя в совершенно особый момент - взгляд его сосредоточен, на лице лежит печать душевного подъема.
Программный характер «Автопортрета» подчеркивает и атрибут высокого искусства - кисть в руке юноши. Перов явно стремится предстать перед зрителем в роли подлинного художника, творца. Именно в художественной деятельности видит он свое предназначение, свое будущее.
Осенью 1853 года Перов становится воспитанником московского Училища живописи и ваяния. Это художественное заведение отличалось своим демократизмом, доступ в него был открыт представителям практически всех сословий Российской империи. От поступающих требовалось только умение читать и писать, а также знание четырех арифметических правил и краткого катехизиса. Расположенное в центре России, училище было тесно связано с наиболее прогрессивными кругами московской интеллигенции.
В Москве сильны были демократические тенденции. Усилия большей части преподавателей были направлены на создание национального искусства. Еще в 1843 году, в момент реорганизации небольшого художественного класса в Училище живописи и ваяния, его первый директор И.Г.Сенявин произнес знаменательные слова: «Переняв через северную столицу сокровища западного художественного образования, Москва может быть назначена к тому, чтобы дать ему свой национальный характер».
Но еще важнее другое: Перов начал свое художественное обучение в пору широкого общественного подъема, в то время, когда окончательно обнаружилась вся гнилость феодально-крепостнического уклада русской жизни. В 1856 году поражением завершается Крымская война, несколько ранее умирает недоброй памяти император Николай I. В условиях острого политического и экономического кризиса правительство Александра II пошло на определенные уступки: была ослаблена цензура, началась подготовка к «освобождению» крестьян.
Новые веяния коснулись всех сторон культуры. Возникает демократическая журналистика, боевая и нелицеприятная. Проблематика современной жизни все более завладевает мыслью и чувством писателей, поэтов, художников. Быстро растет число живописцев, которые - одни смело, а другие более робко - шагнули вслед за великим бытописцем-лириком и бескомпромиссным обличителем П.А.Федотовым, всего за год до поступления Перова в Училище скончавшимся в одной из петербургских клиник.
продолжение...
|