Владимир Обухов. Перов - Тургенев русской живописи
В 1872 году Перов предпринял поездку по Уралу и Оренбургскому краю, столетием раньше бывшим ареной крестьянского восстания, предводительствуемого казаком Емсльяном Пугачевым. С этого времени началась работа над историческим полотном «Суд Пугачева».
Примерно тогда же художник пишет портрет Даля, сопровождавшего А.С.Пушкина, когда тот ездил по оренбургским степям, собирая материалы для «Истории Пугачева».
Лясковская даже полагает, что «мысль написать картину на тему пугачевского восстания созрела у Перова под влиянием рассказа Даля...». Сильное впечатление на Перова должна была произвести и сцена казни помещиков, описанная в пушкинской «Капитанской дочке».
Нередко в качестве литературного источника, которым пользовался Перов при создании картины, называют книгу графа Е.А.Салиаса «Пугачевцы». Однако сочинение Салиаса было издано уже в 1874 году, когда основная художественная концепция «Суда Пугачева» вполне сложилась.
Первоначально Перов задумал цикл из трех картин, которые последовательно показали бы и причины народного движения (угнетение крестьян, их непосильный труд), и само восстание, и жестокую расправу повстанцев над дворянами, но этот грандиозный замысел требовал слишком большого напряжения сил - и Перов ограничился изображением лишь одного из эпизодов крестьянской войны.
В 1873 году им были написаны два эскиза к картине «Суд Пугачева». В самом раннем из них сравнительно большое значение имеет пейзажная часть, а основное внимание уделяется показу длинной, извивающейся колонны повстанцев.
Фигура Пугачева почти никак не выделена - и та группа, в которую помимо казачьего вождя входят его сподвижники и помещики, ожидающие суда, воспринимается как одна из почти равноценных частей общей панорамы восстания.
Во втором эскизе эпические интонации звучат значительно глуше и изображение обретает явственные драматические черты. Внимание зрителя теперь сосредоточивается на поведении двух главных героев - Емельяна Пугачева и гордого помещика, приговоренного к казни.
Все остальные участники действия составляют «психологический фон» основной сцены, хотя характеристики их порой весьма выразительны. Событие охарактеризовано как кульминационное - изображается то страшное мгновение, когда взмах руки Пугачева решает судьбу очередной жертвы.
Драматизирован и живописный строй эскиза: пятна света, прихотливо распределяясь на картинной плоскости, привносят в изображение ноту беспокойства.
В самой картине, так и оставшейся незавершенной, круг действующих лиц значительно сужается. Исчезает пейзажный фон: виден лишь уголок неба, освещенный заревами пожарищ. Композиция становится предельно замкнутой, а повествование оказывается еще более динамичным и концентрированным.
Содержанием картины становится не столкновение двух социальных сил (угнетающее дворянство и угнетаемое крестьянство), а психологический поединок индивидуальных характеров (Пугачев и помещик).
Созданный Перовым образ Емельяна Пугачева по-своему значителен, однако в нем почти ничего нет от того крестьянского «великого государя Петра Третьего Всероссийского», что жаловал своих подданных в сказочной своей щедрости «крестом и бородою, рекою и землею, травами и марями, и денежным жалованьем, и хлебным провиантом, и свинцом, и порохом, и вечною вольностию».
Казацко-крестьянский вождь, сам плоть от плоти народной, превратился в картине Перова в смелого разбойника, волею случая обретшего неограниченную власть над множеством людей. А потому и поведение его воспринимается не как акт справедливой мести, а как произвол, перерастающий в злодеяние.
Несколько позднее, в 1879 году, художник написал второй вариант «Суда Пугачева», в котором крестьянскому царю противостоит властная и мужественная помещица. В этой работе уже полностью возобладало мелодраматическое начало (обреченная на гибель женщина не может не вызывать сочувствия зрителя), и историческое событие обернулось, помимо воли автора, заурядным уголовным преступлением.
Небольшая картина «Отпетый» является, видимо, «побочным продуктом» работы над «Судом Пугачева». Летом 1872 года Перов сообщал Третьякову: «В Оренбурге я написал 5 этюдов с преступников в остроге, да в Самаре 3, итого 8». Скорее всего один из этих этюдов и был использован для создания картины, оконченной в том же году.
Связанный по рукам и ногам крестьянский парень изображен без тени иронии или насмешки со стороны автора - у него умное и открытое лицо, рваные лохмотья прикрывают сильное и крепкое тело. Но вполне очевидно, что художник и не симпатизирует «отпетому».
Для Перова этот человек «без царя в голове» - частица бессознательной и аморфной стихии, способной в любой момент принять форму кровавого бунта.
Авторская позиция оказывается двойственной - искренне веруя в «великую душу» русского народа, Перов в то же время всю жизнь оставался пропагандистом «разумного и вечного», а значит и противником грубой силы, кто бы ни был се носителем - отдельный человек, народ или государство.
Поэтому вполне закономерно, что последней его значительной работой стала историческая композиция «Никита Пустосвят (Спор о вере)», в которой он мог показать борьбу силы власти с силой духа.
В цепи событий русской истории Перов избирает такое, которое произошло в сфере идеологии (а не политики или частной жизни): религиозный спор между ортодоксальными никонианцами и раскольниками, происходивший 5 июня 1682 года в Грановитой палате в Кремле в присутствии правительницы страны царевны Софьи.
Изображается тот кульминационный момент «распри», когда Софья приказывает схватить духовного вождя раскольников Никиту Добрынина, прозванного Пустосвятом. На другой день он был казнен.
продолжение...
|