На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18

   
 
  
   

Картины Василия
Перова



Охотники на привале,
1871


Гитарист-бобыль,
1865


Чаепитие в
Мытищах, близ
Москвы,
1862

   
Владимир Обухов. Перов - Тургенев русской живописи

В картине «Гитарист-бобыль» основу авторского повествования составляет характеристика изображенного человека. «Место действия» лишь слегка обозначено. Трудно даже сказать, где, собственно, находится единственный персонаж этого полотна - в меблированной комнате или в дешевом трактире. Экономно используются Перовым «значащие» детали (окурки на полу, недопитый стакан вина); ими намечается та ситуация, житейская и психологическая, в которой пребывает бобыль и которую можно определить двумя словами: бедность и одиночество. При этом само психологическое состояние бобыля лишено статичности - оно развернуто в сложное и зыбкое «душевное действие»: немолодой уже человек играет на гитаре и одновременно, как должен догадаться зритель, вспоминает, грустит, мечтает о другой жизни. Этот процесс размышления и чувствования перерастает в душевный монолог; почти ничего не совершая и будучи полностью погружен в себя, персонаж тем не менее раскрывается перед нами во всей полноте своей внутренней жизни.
Тема судьбы - незадавшейся, уродливой, искалеченной - находит художественное разрешение и в картине «Учитель рисования», задуманной еще в Париже, но завершенной только в 1867 году. Перов сумел найти здесь точную пластическую форму неустроенности и одиночества: маленькая фигурка учителя помещена в неуютное пространство обширной комнаты. Эмоционально выразительной деталью, подчеркивающей безлюдность окружающей героя бытовой среды, является и пустой стул, не занятый пока очередным учеником.
Не исключено, что образ учителя рисования имел совершенно точный жизненный адресат. Во всяком случае, на эскизе из Ивановского областного художественного музея в облике художника-неудачника проглядывают характерные черты внешности преподавателя рисования в Московском кадетском корпусе и блистательного графика П.М.Шмелькова (скуластое лицо, очень высокий лоб, редкие волосы). Перов, с юношеских лет и до смерти почти безвыездно живший в Москве, несомненно был знаком с этим человеком, разменявшим немалый талант на мелкие журнальные заказы и бесконечные уроки.
Летом 1866 года художник сообщал Совету Академии художеств: «В настоящее время пишу две картины «Ученики-мастеровые» и «Приезд гувернантки»... Сам Перов, видимо, особенное значение придавал первой из названных работ, более известной теперь как «Тройка». Об этом свидетельствуют уже большие размеры картины. Вместе с несколькими другими перовскими полотнами («Первый чин», «Дилетант», «Проводы покойника», «Гитарист-бобыль») «Тройка» была отправлена на Всемирную Парижскую выставку 1867 года, где заслужила «всеобщее внимание иностранцев, всегда более строгих, и весьма естественно, к художникам чужеземным».
В этой картине соединились воедино открытый публицистический пафос, свойственный раннему творчеству Перова, и тот интерес к внутреннему миру человека, который стал главной приметой его зрелых работ. Конечно же, сильное впечатление производит на зрителя уже самый вид голодных и замерзших ребятишек, тянущих за собой огромную бочку с водой. Художник обратился к нередкому, видимо, случаю использования подростков вместо тяглового скота - обыденному, но вместе с тем возмутительному явлению, раскрывающему тяжелое жизненное положение юных мастеровых. Однако обличение этого социального факта (эксплуатация детского труда) дается еще и опосредованно: в выражении лиц занятых непосильным для них делом юных учеников-мастеровых отражается их определенное, хотя и не очень сложное душевное состояние. Чтобы еще более усилить контраст между жестокостью житейских обстоятельств и душевной чистотой подростков, вызвать сочувствие к ним, Перов даже жертвует правдоподобием изображения. Ни ветер, ни снег, ни сильное физическое напряжение не оставляют (по верному наблюдению О.А.Лясковской) никакого следа на бледных и миловидных личиках детей. Конечно же, это явная условность, но она совершенно необходима с точки зрения сюжетных задач - и Перов-реалист уступает место Перову-драматургу.
Одним из важных моментов в раскрытии художественного замысла является и живописный строй картины. Цветовая гамма построена на переходе от серых тонов к рыжевато-охристым, при этом «уничтожается цвет, но цвет как изолированный и самодовлеющий». Усиливается значение игры светотени, благодаря которой легче становится акцентировать наиболее важные моменты и детали (в наибольшей мере освещены, например, .столь важные для прочтения картины лица детей, в то же время фигура работника, подталкивающего бочку сзади, дана в тени и потому почти незаметна).
Доходчивости и выразительности художественного повествования Перов всегда придавал наиглавнейшее значение. Известно, что он часто показывал друзьям свои эскизы, прося угадать сюжет. Удачным, с его точки зрения, могло быть только такое изображение, в котором и композиция в целом, и любая, самая незначительная, подробность были бы «говорящими». Чтобы сделать рассказ предельно увлекательным и острым, Перов поступался порой даже живописными качествами отдельных произведений. Пожалуй, наиболее наглядно сказалось это «утилитарное» отношение к цветовому строю в картине «Приезд гувернантки в купеческий дом». «Перов дает здесь рассеянный дневной свет, неприятно обнажающий цвет и резко вычерчивающий линейность форм. Разобщенные цвета уже потеряли свою звучность, но не приобрели светотеневой мягкости и глубины. Господствующие лиловато-розовые и рыжие тона этой картины режут глаз».
Не следует списывать все это на неумение художника, взявшегося за непосильную для него задачу - передачу сложного освещения интерьера. Причину цветовой несогласованности, думается, следует искать в другом. Цвет здесь несет важную сюжетную функцию, он становится одним из средств характеристики внешней обстановки и склада жизни купеческого дома: живопись выступает в качестве безвкусной расцветки аляповатых вещей - несуразных стульев, белых с желтым узором обоев, сиреневатой панели стены, пестрых одежд. Следовательно, некоторые особенности живописи здесь являются заданным свойством и изображения, а изображаемого. Цветовой строй картины следует логике развития сюжета, поэтом отчасти проигрывает живописная сторона изображения, зато гибким и остроумным становится авторское повествование.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru