Владимир Обухов. Перов - Тургенев русской живописи
В картине «Гитарист-бобыль» основу авторского повествования составляет характеристика изображенного человека. «Место действия» лишь слегка обозначено. Трудно даже сказать, где, собственно, находится единственный персонаж этого полотна - в меблированной комнате или в дешевом трактире.
Экономно используются Перовым «значащие» детали (окурки на полу, недопитый стакан вина); ими намечается та ситуация, житейская и психологическая, в которой пребывает бобыль и которую можно определить двумя словами: бедность и одиночество.
При этом само психологическое состояние бобыля лишено статичности - оно развернуто в сложное и зыбкое «душевное действие»: немолодой уже человек играет на гитаре и одновременно, как должен догадаться зритель, вспоминает, грустит, мечтает о другой жизни.
Этот процесс размышления и чувствования перерастает в душевный монолог; почти ничего не совершая и будучи полностью погружен в себя, персонаж тем не менее раскрывается перед нами во всей полноте своей внутренней жизни.
Тема судьбы - незадавшейся, уродливой, искалеченной - находит художественное разрешение и в картине «Учитель рисования», задуманной еще в Париже, но завершенной только в 1867 году. Перов сумел найти здесь точную пластическую форму неустроенности и одиночества: маленькая фигурка учителя помещена в неуютное пространство обширной комнаты.
Эмоционально выразительной деталью, подчеркивающей безлюдность окружающей героя бытовой среды, является и пустой стул, не занятый пока очередным учеником.
Не исключено, что образ учителя рисования имел совершенно точный жизненный адресат. Во всяком случае, на эскизе из Ивановского областного художественного музея в облике художника-неудачника проглядывают характерные черты внешности преподавателя рисования в Московском кадетском корпусе и блистательного графика П.М.Шмелькова (скуластое лицо, очень высокий лоб, редкие волосы).
Перов, с юношеских лет и до смерти почти безвыездно живший в Москве, несомненно был знаком с этим человеком, разменявшим немалый талант на мелкие журнальные заказы и бесконечные уроки.
Летом 1866 года художник сообщал Совету Академии художеств: «В настоящее время пишу две картины «Ученики-мастеровые» и «Приезд гувернантки»... Сам Перов, видимо, особенное значение придавал первой из названных работ, более известной теперь как «Тройка». Об этом свидетельствуют уже большие размеры картины.
Вместе с несколькими другими перовскими полотнами («Первый чин», «Дилетант», «Проводы покойника», «Гитарист-бобыль») «Тройка» была отправлена на Всемирную Парижскую выставку 1867 года, где заслужила «всеобщее внимание иностранцев, всегда более строгих, и весьма естественно, к художникам чужеземным».
В этой картине соединились воедино открытый публицистический пафос, свойственный раннему творчеству Перова, и тот интерес к внутреннему миру человека, который стал главной приметой его зрелых работ. Конечно же, сильное впечатление производит на зрителя уже самый вид голодных и замерзших ребятишек, тянущих за собой огромную бочку с водой.
Художник обратился к нередкому, видимо, случаю использования подростков вместо тяглового скота - обыденному, но вместе с тем возмутительному явлению, раскрывающему тяжелое жизненное положение юных мастеровых.
Однако обличение этого социального факта (эксплуатация детского труда) дается еще и опосредованно: в выражении лиц занятых непосильным для них делом юных учеников-мастеровых отражается их определенное, хотя и не очень сложное душевное состояние.
Чтобы еще более усилить контраст между жестокостью житейских обстоятельств и душевной чистотой подростков, вызвать сочувствие к ним, Перов даже жертвует правдоподобием изображения. Ни ветер, ни снег, ни сильное физическое напряжение не оставляют (по верному наблюдению О.А.Лясковской) никакого следа на бледных и миловидных личиках детей.
Конечно же, это явная условность, но она совершенно необходима с точки зрения сюжетных задач - и Перов-реалист уступает место Перову-драматургу.
Одним из важных моментов в раскрытии художественного замысла является и живописный строй картины. Цветовая гамма построена на переходе от серых тонов к рыжевато-охристым, при этом «уничтожается цвет, но цвет как изолированный и самодовлеющий».
Усиливается значение игры светотени, благодаря которой легче становится акцентировать наиболее важные моменты и детали (в наибольшей мере освещены, например, .столь важные для прочтения картины лица детей, в то же время фигура работника, подталкивающего бочку сзади, дана в тени и потому почти незаметна).
Доходчивости и выразительности художественного повествования Перов всегда придавал наиглавнейшее значение. Известно, что он часто показывал друзьям свои эскизы, прося угадать сюжет. Удачным, с его точки зрения, могло быть только такое изображение, в котором и композиция в целом, и любая, самая незначительная, подробность были бы «говорящими».
Чтобы сделать рассказ предельно увлекательным и острым, Перов поступался порой даже живописными качествами отдельных произведений. Пожалуй, наиболее наглядно сказалось это «утилитарное» отношение к цветовому строю в картине «Приезд гувернантки в купеческий дом». «Перов дает здесь рассеянный дневной свет, неприятно обнажающий цвет и резко вычерчивающий линейность форм.
Разобщенные цвета уже потеряли свою звучность, но не приобрели светотеневой мягкости и глубины. Господствующие лиловато-розовые и рыжие тона этой картины режут глаз».
Не следует списывать все это на неумение художника, взявшегося за непосильную для него задачу - передачу сложного освещения интерьера. Причину цветовой несогласованности, думается, следует искать в другом.
Цвет здесь несет важную сюжетную функцию, он становится одним из средств характеристики внешней обстановки и склада жизни купеческого дома: живопись выступает в качестве безвкусной расцветки аляповатых вещей - несуразных стульев, белых с желтым узором обоев, сиреневатой панели стены, пестрых одежд.
Следовательно, некоторые особенности живописи здесь являются заданным свойством и изображения, а изображаемого. Цветовой строй картины следует логике развития сюжета, поэтом отчасти проигрывает живописная сторона изображения, зато гибким и остроумным становится авторское повествование.
продолжение...
|