Владимир Обухов. Перов - Тургенев русской живописи
Незадолго до своего отъезда из России он написал картину «Чаепитие в Мытищах». Мысль, положенная в основу этой работы, проста: открыто противопоставлены друг другу представители различных общественных кругов - толстый иеромонах и нищий инвалид с мальчиком-поводырем.
Разоблачение социальной несправедливости сочетается с антиклерикальными моментами: и в годы молодости, и позднее Перова возмущала аморальность служителей церкви, их отнюдь не аскетический образ жизни. По-прежнему большое значение имеют мелкие детали и подробности.
Не случайно, например, изображает Перов медаль на груди инвалида. Перед нами скорее всего один из героев Севастопольской обороны: тем большее негодование должно вызывать в зрителе поведение иеромонаха, самодовольного, толстого, лениво попивающего чай и явно не желающего делиться с кем-либо своими земными благами.
Картина «Чаепитие в Мытищах», не внеся принципиально ничего нового в искусство Перова, подвела итог первому этапу его творческого развития. В своем окончательном и наглядном виде проявились в этой работе как достоинства, так и определенная ограниченность художественного метода раннего Перова.
Почти во всех композициях молодого художника целью подробного повествования становится развернутая критическая оценка, «приговор об явлениях жизни», по знаменитому выражению Н.Г.Чернышевского.
Демонстрируя наиболее типические черты изображаемого явления, Перов сосредоточивает главных персонажей и особо важные детали в неглубоком пространстве переднего плана, предметы и люди представляют собой обособленные повествовательные единицы, связанные друг с другом лишь логическим единством прямого авторского высказывания-оценки.
Сюжетное действие в силу этого дается как некое событие, в том или ином отношении к которому находятся персонажи. Последние, в свою очередь, почти не совершают каких-либо самостоятельных поступков, они являются не столько носителями действенного начала, сколько его объектами: чаще лишь реагируют на происходящее или являются его пассивными участниками.
Даже такие сравнительно активные персонажи, как священник, читающий проповедь («Проповедь в селе»), или чиновники-лихоимцы («Приезд станового на следствие»), только исполняют «служебную» роль, реализуют определенную «функцию», а не являются полноценными «действующими лицами».
Не люди, со всей их внутренней сложностью, оказываются в центре внимания раннего Перова, а отношения между ними. Художник вскрывает «общественные язвы», он обнажает причины изломанности и изуродованности человеческих судеб и душ.
Демократически настроенной публике безусловно импонировали и активность авторской позиции, и острота оценок, и ясность художественного языка. Никогда работы Перова не пользовались таким широким успехом, никогда они не вызывали таких бурных споров, как в годы его молодости.
Но даже в самых радикальных идейных поисках Перов опирался на традиционные художественные приемы - композиционные и живописные.
«Готовые» академические формы он стремился подчинить новому содержанию, пользуясь порой даже прямыми заимствованиями (например, в «Проповеди в селе» использована композиционная схема картины швейцарского художника К.Жирарде «Застигнутые католиками гугеноты»).
Но новаторское содержание с большим трудом укладывалось в «прокрустово ложе» старых художественных форм, что вело к компромиссам и упрощениям.
Как и его наставники по московскому Училищу, молодой Перов придерживается локальной раскраски изображения, скрывая движение мазка, в целом не задумываясь о проблеме тонального единства.
Он не пытается создать новую живописную реальность, а лишь с иллюзорной точностью воспроизводит на полотне материальный мир, делает его «узнаваемым». Свойства красочной массы (ее вязкость, толщина живописного слоя) не играют почти никакой роли в построении художественного образа.
И еще один момент, вскрывающий особенности творческого метода молодого Перова, - авторская мысль обычно не столько является выводом из рассмотрения реальных явлений жизни (анализ в картинах Перова точен, но неглубок), сколько декларируется художником, будучи сведена к простейшей этической сентенции.
Любая картина (может быть, за исключением «Сельского крестного хода на пасхе») превращается в несколько надуманное «сочинение», в котором лишь схематично намечены характеристики персонажей и сюжетная линия. Этим до некоторой степени ослаблялась чрезвычайно важная для реалистического искусства установка на правдоподобие.
Однако эти характерные черты, свойственные искусству раннего Перова, только доказывают, насколько неразрывно он был связан со своей эпохой. Такого же рода особенности и недостатки обнаруживаются в работах многих других критически настроенных художников, именуемых обычно «шестидесятниками».
Но среди соратников-реалистов Перов в эту пору являлся самым значительным и самым талантливым мастером. Он был великолепным рассказчиком, умелым мастером своего дела, большим знатоком социальных типов- именно поэтому современники так легко прощали ему недостатки и так высоко ставили его художественные открытия. »
Когда зимой, на рубеже 1862 и 1863 годов, Перов отправился, наконец, в пенсионерскую поездку за границу, он был уже признанным вождем нового художественного направления, популярным мастером жанровой картины.
продолжение...
|