На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18

   
 
  
   

Картины Василия
Перова



Охотники на привале,
1871


Гитарист-бобыль,
1865


Чаепитие в
Мытищах, близ
Москвы,
1862

   
Владимир Обухов. Перов - Тургенев русской живописи

Изображая А.Н.Майкова, художник особенно подчеркнул в его облике черты эмоциональной приподнятости, даже некоторой экзальтированности: беспокойна и неустойчива поза поэта, руки нервно сжимают тетрадь (видимо, со стихами), в выражении лица прочитывается «поэтическое волнение». Но суховатость и строгая выверенность живописи позволяют автору оставаться в рамках спокойного и, пожалуй, чуть иронического повествования: вдохновение и душевный подъем становятся таким же предметом психологического анализа, как и любое другое душевное состояние. Пожалуй, только звонкое звучание светлых пятен (рубашка, манжеты, цепочка на груди) в какой-то мере вторит душевному порыву поэта. Перов, подобно писаревскому «мыслящему историку», «не восхищается, не умиляется, не негодует, не фразерствует», а «разлагает каждое явление на его составные части и изучает каждую часть отдельно, и потом, когда известны все составные элементы, тогда и общий результат оказывается понятным и неизбежным». Сравнительно недавно, в 1959 году, в Государственную Третьяковскую галерею поступил «Портрет неизвестного», приписываемый кисти Перова. Образный строй этого произведения отличается динамизмом, характеристика модели - сжатостью и энергией. Фигура портретируемого придвинута к переднему плану - тем самым подчеркиваются активность его взгляда, массивность лица. Удачным оказался и выбор овального формата, который позволил отказаться от целого ряда второстепенных, дробящих впечатление подробностей. Не изображаются даже руки - довольно редкий случай в практике Перова-портретиста. Благодаря всему этому возникает образ, в котором доминирует одна, но наиболее яркая черта характера - волевая целеустремленность.
Неординарно решается Перовым и образ музыканта А.Г.Рубинштейна. Изображенный на портрете человек с усталыми глазами, глядящими отчужденно и настороженно, с сильными и неловкими руками, спокойно лежащими на коленях, никак не похож на того «европейски знаменитого» маэстро «могучего сложения с львиной гривой слегка седеющих волос», каким запомнили Рубинштейна его восторженные поклонники. Для Перова прославленный пианист - это прежде всего серьезный труженик, вдумчиво и основательно относящийся к своему нелегкому ремеслу.
Портрет известного филолога, талантливого писателя, крупного сановника В.И.Даля был написан незадолго до его смерти. Мудрый старец, подводящий итоги своей яркой, насыщенной делами и заботами жизни,- таким видится Даль художнику. С большим тактом передаст Перов наиболее характерные черты облика, без сомнения, ему очень симпатичного человека: строгие серые глаза, впалые щеки, крупный нос, руки с длинными и сухими пальцами. Очертание громоздкого и чуть несуразного кресла превращается в своего рода «раму», в которую вписана фигура Даля, - это придает изображению композиционную завершенность и устойчивость. Нет ничего мимолетного, беспокойного и в позе старца, крепкой и свободной. В то же время типичная для перовских портретов острота и энергичность светотеневой лепки («решительность теней», по определению Крамского) привносят некоторую напряженность и скрытую динамику в статичный, на первый взгляд, строй образа. Воссоздавая незаурядный человеческий характер, все внимание Перов концентрирует на передаче внутренней духовной силы. Именно поэтому таким прекрасным кажется худое желтоватое лицо Даля - оно несет на себе печать сосредоточенной мысли и непреоборимой воли.
Прямую противоположность этому образу представляет собой личность московского купца И.С.Камынина, которую никак нельзя было почесть за выдающуюся. Тем не менее можно не сомневаться, что над портретом энергичного предпринимателя Перов работал с увлечением.
Пожалуй, это единственная портретная работ; Перова, в которой вполне открыто звучит автор екая ирония. При взгляде на полотно невольно вспоминается портрет родоначальника династии «тит титычей», украшающий стену комнаты в картине «Приезд гувернантки в купеческий дом». Действительно, своим построением портрет Камынина отчасти сходен с хорошо известными Перову образцами «купеческого портрета», создававшимися многочисленными провинциальными художниками-«примитивами» (хотя при этом Перов, конечно же не поступился своими профессиональными навыками мастера реалистической школы). Портрет этот отличается необычной для перовских работ статичностью: фигура купца изображена строго анфас симметрично расположены подлокотники кресла, предмет главной гордости Камынина - его медаль составляющая вместе с красно-белой лентой наиболее яркое пятно, - находится в центре изображения. Однако эти приемы, служившие в произведениях «примитивов» целям монументализации имеют в данном случае совершенно иную смысловую окраску. Портретный образ строится на контрастах приземленно-бытовых и «возвышенных», парадно-репрезентативных моментов. Вполне сознательно противопоставляет художник нарочитой торжественности композиционного строя конкретнейшие черты облика торговца: прикрытую редкими волосами плешь, клочковатую бороду, крупный, но отнюдь не величественный нос.
Заказчик и его семья вряд ли были довольны портретом. Известно, что родственники Камынина (сам он к тому времени уже умер) отказались послать это полотно на Всемирную Парижскую выставку 1878 года. И все-таки сколько бы сарказма ни нес в себе портрет Камынина, считать его живописной карикатурой на одного из московских купцов нельзя. Камынин не только смешон, ему явно присущи и сила воли, и чувство собственного достоинства, и внутренняя цельность. Только качества эти определяются не уровнем его личной культуры, а положением в обществе. Сила Камынина - это не сила духа, а сила денег. Его достоинство - это сословное достоинство. Цельность его - лишь следствие замкнутости купеческого круга и повсеместной необразованности - отсутствия широкого взгляда на жизнь.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru