На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18

   
 
  
   

Картины Василия
Перова



Охотники на привале,
1871


Гитарист-бобыль,
1865


Чаепитие в
Мытищах, близ
Москвы,
1862

   
Владимир Обухов. Перов - Тургенев русской живописи

Как и в обоих вариантах «Суда Пугачева», в картине «Никита Пустосвят» демонстрируется отчаянный поединок сильных характеров, который может разрешиться только катастрофой - смертью главного героя. Однако если люди, ожидающие суда Пугачева, действуют лишь в соответствии со своими моральными принципами, а не теми или иными убеждениями, то Никита Добрынин и его товарищи являются носителями идей и верований, которым они фанатически преданы. Именно потому ведущие персонажи картины, по выражению Стасова, «солисты, колоссальные запевалы», что поступки их определяются не случаем и не традицией, а сознательно воспринятыми идейными установками. Редко, когда в исторической живописи психологизм получал столь яркую идеологическую окраску. Перов оказывается одним из создателей концепции исторического героя - деятельного, ответственного за каждый свой поступок, готового отдать за убеждения собственную жизнь. В этом смысле картина на сюжет из давно ушедшей жизни вполне отвечала духу времени: после того как миновала революционная ситуация конца 1850 - начала 1860-х годов, вся тяжесть борьбы за демократическое будущее России легла на плечи героев-одиночек (1 марта 1881 года, когда работа над «Никитой Пустосвятом» близилась к концу, взрывом бомбы был убит император Александр II).
Большим достоинством картины следует считать и тот историзм, которым проникнута вся ее образная структура. Перов сумел изобразить конкретную, с точно переданными приметами русской жизни XVII века, бытовую среду. Исторический характер имеет не только обстановка, но и образы стрельцов, монахов, раскольников - это не переряженные актеры, а живые и психологически достоверные исторические типы.
И все же в картине было немало архаичного с точки зрения эстетики зрелого реализма: бросались в глаза жесткость живописи, некоторый композиционный разлад, условность отдельных образов (например, царевны Софьи или Афанасия, епископа Холмогорского). Перов все более отставал от стремительного развития русской живописи. По сообщению Собко, сам он «был недоволен очень многим в картине и даже собирался ее переписать».
Вряд ли, однако, художник смог бы избавиться от главного недостатка этого произведения - полного отсутствия живых авторских интонаций. Чем активнее и действеннее становятся перовские герои, тем отстраненнее оказываются позиция самого автора, его отношение к изображаемому. В «Никите Пустосвяте», как и в некоторых других поздних полотнах Перова, суждение об отрицательных явлениях не переходит в прямое осуждение, однако и положительное лишь спокойно констатируется им. На драматические столкновения принципов, идей и характеров он глядит со стороны. Автор, что бы он ни изображал, всегда остается теперь наблюдателем, мудрым, всепонимающим - и безучастным, внутренне холодным.
Как раз в год завершения работы над «Никитой Пустосвятом» на очередной передвижной выставке была экспонирована картина В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни», открывшая собой совершенно новый этап в развитии отечественной исторической живописи. И «Никита Пустосвят», отнявший у умирающего от чахотки художника так много времени и сил, стал фактом вчерашнего дня, даже не успев появиться на выставках.
Впрочем, в последние годы жизни, отойдя от Товарищества, Перов практически отказался от всякой выставочной деятельности - «Никита Пустосвят» стал известен широкой публике уже после смерти художника. Некоторое представление об умонастроении Перова в это время дают такие картины, как «Странница в поле (На пути к вечному блаженству)» и «Возвращение крестьян с похорон зимою». Все чаще размышляет художник о близкой смерти, все болезненнее воспринимает творческие неудачи.
В эти же годы Перов пишет свои знаменитые «Рассказы художника», в которых соседствуют воспоминания об увиденном и размышления о жизни, об искусстве. Он по-прежнему преподает в московском Училище живописи, ваяния и зодчества; среди его воспитанников - М.В.Нестеров, А.П.Рябушкин, С.А.Коровин, Н.А.Касаткин, А.Е.Архипов. Он поддерживает и опекает своего друга, великого пейзажиста А.К.Саврасова. Свидетельством этой дружбы можно считать незавершенный портрет Саврасова кисти Перова.
Умер Перов 29 мая (по ст. стилю) 1882 года в имении князей Голицыных «Кузьминки», «не только не оставив никакого состояния, но даже имея кое-какие долги, при всем скромном образе жизни, какой он вел». Гроб с телом художника до места упокоения (на кладбище Данилова монастыря) пронесли на руках его ученики, которым предстояло продолжить дело, начатое Перовым и его соратниками.
Целое столетие отделяет нас от того момента, когда оборвалась жизнь Перова. За эти долгие годы немало появлялось больших мастеров, немало забыто громких некогда имен. Но по-прежнему остается живым и актуальным искусство Василия Григорьевича Перова, великолепного художника-повествователя и «высокой нравственной личности».
В одном из рассказов, написанных Перовым говорится: «Художник, познающий и любящий свое искусство, оставляет по себе творения, которые переходят в потомство и долго там живут» Эти слова с полным правом относятся и к творчеству самого Перова.

в начало...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru