На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18

   
 
  
   

Картины Василия
Перова



Охотники на привале,
1871


Птицелов
ход на Пасхе,
1870


Чаепитие в
Мытищах, близ
Москвы,
1862

   
Владимир Обухов. Перов - Тургенев русской живописи

Сюжетом для конкурсной картины художник избрал «Сельский крестный ход на пасхе», но эскиз, представленный им Совету Академии художеств, не был утвержден. И тогда, одновременно с работой над увлекшей его темой пасхального шествия, Перов написал картину «Проповедь в селе». В ней, по словам автора, он хотел «изобразить смысл» одной из проповедей Иоанна Златоуста, «причем старался показать степень ее действий на различные характеры, на бедность и богатство, на юность и старчество, хотел выразить двойное понимание ее, бедные слушают с упованием... богач заснул в креслах, пользуясь правом сидеть в церкви, в известных случаях данным по преданию от св. апостолов, а его жена занимается светским разговором. Священник указывает одной рукой на небо, обещает надежду одним, другою рукой указывая на богача, говорит о наказании, ожидающем злых...».
Развитие сюжета в этой картине намечено еще менее динамично, нежели в предыдущих произведениях художника. Акцентируется не столько само действие, сколько его результаты - реакция прихожан на слова священника, обещающего беднякам царство небесное, а богачам - геенну огненную. В том, как относятся люди разных сословий к содержанию этой проповеди, отражаются прежде всего их общественное положение и житейская позиция. Каждый персонаж - это точно найденный социальный тип, а картина в целом может восприниматься как своего рода «модель» провинциальной России середины прошлого века. Некоторая прямолинейность социального анализа естественно сочетается здесь с достаточно односложным морализмом: ведь на одном полюсе воссозданного Перовым мирка оказываются добро и нищета, а на противоположном - зло и богатство.
Работа над картиной шла к концу, когда 19 февраля 1861 года был объявлен манифест об отмене крепостного права. Под прямым влиянием этого события Перов ввел в изображение малозаметную надпись над аркой: «Несть бо власти аще не от бога», а также изобразил на заднем плане фигуру чиновника с манифестом в руках. Тем самым художник, видимо, хотел придать изображению большую злободневность и в какой-то мере выразить свое отношение к крестьянской реформе - Перова поразили то «недоумение» и та апатия, с которыми встретил народ долгожданное освобождение.
Поскольку «Проповедь в селе» являлась конкурсной картиной, Перову важно было продемонстрировать здесь зрелость своего исполнительского искусства. С иллюзорной точностью передал он особенности различных фактур, с одинаковой тщательностью выписывая и роскошное шелковое платье, и рваные мужицкие зипуны. В то же время «Проповедь в селе» является наиболее удачной в ряду ранних работ Перова по части «экспрессии»: переживания персонажей, оставаясь по-прежнему несложными, тонко нюансированы. Члены Совета Академии остались довольны картиной воспитанника московского Училища: Перову была присуждена Большая золотая медаль.
Вскоре художник завершает работу и над картиной «Сельский крестный ход на пасхе». Она была сразу же куплена П.М.Третьяковым, а кратковременное экспонирование этого полотна на постоянной выставке Общества поощрения художников в Петербурге имело широкий - отчасти скандальный - резонанс. Вот что писал в октябре 1862 года, сообщая москвичу Третьякову последние петербургские новости, В.Г.Худяков, человек весьма осведомленный: «...А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос: на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки». Опасения Худякова не оправдались, но несомненно, что основания для них были. И по сей день сильное впечатление производит на зрителей жесткий в своей правдивости реализм образно-живописного строя картины, сурово обнажающий безысходность и беспросветность деревенской жизни в старой полуфеодальной России.
Перовым использован мотив праздничного шествия. Но этот мотив, сам по себе очень эффектный, иронически переосмысляется. «Шествие» разбито на целый ряд неприглядных эпизодов: зритель видит то мертвецки пьяного священника, то повалившегося на крыльцо дьячка, то поющую крестьянку, столь же хмельную, как и священнослужители. Яркость и пестрота красок, локальность цветовых пятен еще более усиливают впечатление разнобоя, царящего в картине. В облике персонажей - и священнослужителей, и крестьян - запечатлелись следы недавней попойки. Ни малейших проблесков мысли и человеческих чувств нет на лице главного участника события - священника, неуверенно сходящего с крыльца. Образ пастыря, опустившегося до животного состояния, словно олицетворяет собой всю бездуховность современной Перову церкви, превратившейся в казенное учреждение и усвоившей все пороки чиновничьей среды.
Это одно из самых суровых и откровенных в своем приговоре окружающей действительности полотен Перова. Он создает своего рода художественный «протокол» - подробный, честный, точный. Наивысшего развития достигает здесь критическое начало - в картине нет ни одного положительного персонажа. Но участники процессии не являются и активными носителями зла, это скорее жертвы - уклада и привычки. Перов обличает не те или иные пороки (обжорство, пьянство), предметом критики становится социальный строй, вынуждающий людей вести недостойное животное существование.
Уже будучи обладателем Большой золотой медали, Перов не сразу воспользовался своим правом на заграничную поездку. Немалую роль в этой задержке сыграли причины личного порядка: осенью 1862 года Перов женился на Е.Э.Шейнс.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru