На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18

   
 
  
   

Картины Василия
Перова



Охотники на привале,
1871


Гитарист-бобыль,
1865


Чаепитие в
Мытищах, близ
Москвы,
1862

   
Владимир Обухов. Перов - Тургенев русской живописи

В число остроумных живописных «рассказов» о несколько чудаковатых, но симпатичных людях входит и картина «Охотники на привале», написанная Перовым вскоре после получения профессорского звания. Произведение это быстро обрело широкую известность, восторженно встретил появление «Охотников на привале» В.В.Стасов. Но уже М.Е.Салтыков-Щедрин отмечал некоторую надуманность образно-повествовательного строя картины. Перов явно стремился вызвать у зрителя улыбку, рассмешить его - отсюда некоторая утрированность жестов и мимики действующих лиц: и завравшегося пожилого охотника, и упоенно вслушивающегося в его слова парня, и хитро улыбающегося ямщика. Незначительным, анекдотичным, мелким кажется и сам сюжет, избранный Перовым, - тем более для картины столь значительных размеров, как «Охотники на привале».
И все же никак нельзя отнести эту работу к творческим неудачам художника. Мастерски написаны отдельные части полотна: дичь, ружье и снасти, занимающие передний план, скромный осенний пейзаж. Фигуры охотников умело связаны с окружающим пространством. Тщательно продумана цветовая гамма, построенная на сочетании теплых рыжевато-охристых и холодных голубоватых тонов. Слабеет не талант художника - иным становится идейный фундамент, на котором держалось его искусство. С начала 1870-х годов русские художники (в том числе и Перов) все чаще стремятся обнаружить в окружающей жизни и воспроизвести на полотнах наиболее позитивные и прогрессивные моменты: быстро развивающееся общество нуждалось в идеалах и героях. Конечно же, критическая тенденция по-прежнему оставалась важной особенностью реализма - однако хотя и важной, но не определяющей, поскольку, если воспользоваться словами В.И.Ленина, задача «расчистки пути для европейского развития России» была уже отчасти решена. Для живописи Перова, возросшей на почве просветительских идей, вступление реалистического искусства в новую стадию эволюции было чревато, особенно на первых порах, утратой ряда важных качеств, накопленных в предыдущее десятилетие. Желая избежать упреков в тенденциозности, Перов зачастую обращается к сугубо развлекательной тематике. Персонажи его жанровых полотен остаются по-прежнему типичными и умно охарактеризованными, но типаж лишается социальной окраски, а характеристики порой оказываются довольно поверхностными.
В 1875 году, на IV передвижной выставке, Перов экспонировал целую серию этюдов, в которых он, видимо, пытался передать световоздушную среду: «Пчельник», «Яблоня в цвету», «Крестьянка Рязанской губернии у калитки на солнце», «Возвращение жниц с поля» (из всех этих работ сохранилась только последняя, она находится в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее). Художник пытается решить новые, чисто живописные задачи. Изображая персонажи картин в широком, залитом дневным светом пространстве, Перов должен был всерьез задуматься над проблемами пленэра - живописи на открытом воздухе. Еще раньше, в 1871 году, во время поездки по Украине, была написана картина «Выгрузка извести на Днепре» - она носит настолько натурный характер, что недруги Перова даже именовали ее «людом». При различном освещении создавались оба варианта картины «Пластуны под Севастополем», и нельзя не согласиться с мнением Лясковской, что они «опять-таки были лишь опытом в решении чисто технических задач». Впрочем, результаты работы Перова на пленэре оказались незначительными. Несколько высветлилась, но осталась достаточно условной цветовая гамма его картин. Разнообразнее стали пейзажные фоны: в «Птицелове» старик и мальчик расположились в окружении деревьев, образующих замкнутое «интерьерное» пространство, а в картине «Крестьянин в поле» изображается панорамный пейзаж, воспринимающийся как образ всей России.
Но активные художественные поиски редко приводят Перова к открытиям. Его поздние работы почти всегда хранят на себе следы метаний и странной спешки. Имея отдельные, порой очень значительные достоинства, они обычно лишены той внутренней цельности, которая может возникать только при наличии устойчивых творческих принципов. Исключение тут составляет картина «Старики-родители на могиле сына», написанная по мотивам последних глав романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Сюжет этой картины, несмотря на его очевидную «литературность», нашел свое естественное воплощение в живописи; менее всего похожа она на иллюстрацию к определенному тексту.
Легкими, еле заметными прикосновениями кисти лепит художник изображение; мелкие, но энергичные мазки насыщают каждое красочное пятно движением. Образ обретает повышенную эмоциональность. Еще более активно, чем даже в лучших жанровых полотнах конца 1860-х годов, используются здесь детали-метафоры: редкие листья, которые вот-вот оборвет холодный осенний ветер, клонящиеся деревца, пожелтевшие травы... И уже как прямая аллегория, разъясняющая психологическое содержание сцены, воспринимается изображение двух птах, сидящих на почти оголенной ветке.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru