На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18

   
 
  
   

Картины Василия
Перова



Охотники на привале,
1871


Гитарист-бобыль,
1865


Птицелов
ход на Пасхе,
1870

   
Владимир Обухов. Перов - Тургенев русской живописи

С первых же лет обучения Перов оказывается в центре мировоззренческих и художественных споров. На его глазах происходит ожесточенная, хотя и вполне корректная борьба двух группировок, образовавшихся в это время в среде преподавателей и членов Совета московского Училища. Одну из этих «партий» возглавлял приверженец позднего романтизма А.Н.Мокрицкий, вторую - С.К.Зарянко, последовательный венециановец и позитивист. Обладая достаточно независимым и сложившимся характером, молодой Перов, видимо, весьма критически - относился и к призывам Зарянко «рисовать математически верно», и к прекраснодушным рассуждениям Мокрицкого о «вдохновении и творчестве...». Однако слушал их с большим вниманием. Не случайно на исходе жизни он сумел столь подробно воспроизвести высказывания, а иногда и целые речи обоих преподавателей в своих «Рассказах художника».
Предпочтение при этом Перов скорее всего отдавал Зарянко, решительному противнику идеализации и дешевых живописных эффектов. Этот известный в середине прошлого века портретист, искренне преданный памяти и художественным принципам А.Г.Венецианова, всегда осуждал «стремление показать ловкое воздействие кисти». Молодому Перову могли импонировать «прозаизм» и предельная точность живописи Зарянко, его трезвое и честное отношение к художественному ремеслу. Неприемлемыми для Перова были только те крайние выводы, которые делал сам Зарянко из венециановскоп «методы» и которые в конечном счете вели к отказу от образности, к пассивному натурализму. На формирование творческого кредо молодого художника большое влияние оказывала и ученическая среда, разночинная по составу, активно отзывавшаяся на все новые веяния. В Училище быстро сложился кружок единомышленников, в который вместе с Перовым вошли И.И.Шишкин, А.В.Гине, Е.А.Ознобишин, К.Е.Маковский, К.Н.Бортников и А.М.Колесов. Объединяло их увлечение жанрами, становившимися в это время все более популярными: пейзажем и бытовой картиной. Литературным кумиром членов кружка был Н.В.Гоголь - восторженное отношение к нему Перов сохранил и в зрелые годы (уже будучи известным художником Перов собирался написать картину «Погребение Гоголя героями его произведений»).
Быстро развиваясь, идейный реализм в живописи равнялся на литературу, в которой уже с сороковых годов господствовала «натуральная школа». И не только произведениями Гоголя увлекался Перов вместе со своими товарищами. Доказательство тому - картины художника: порой внешние, а порой и очень глубокие связи с драматургией, беллетристикой, ранними формами русского романа обнаруживаются в произведениях Перова на всем протяжении его творческой эволюции. Давно уже отмечено, что «Проводы покойника» перекликаются с поэмой Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос», что образы картины «Старики-родители на могиле сына» навеяны соответствующей сценой из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», что «Суд Пугачева» написан под непосредственным влиянием пушкинских «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки» - такой перечень можно продолжать довольно долго. Однако Перов никогда не был живописцем-иллюстратором, пересказывающим сюжеты полюбившихся книг (как делал это, например, С.И.Грибков, наиболее известными работами которого были «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем» и «Обед Хлестакова»). С самого начала перед Перовым стояла задача гораздо более серьезная: необходимо было перевести на неподатливый язык живописи свои размышления о современной жизни, научить искусство говорить о вещах обыденных, прозаических, но зато волнующих каждого.
Все большее развитие в это время получала живопись повествовательная, аналитическая, социально-действенная. Бытовая картина, предметом которой являются конкретные отношения между людьми, а также отношения человека с окружающей средой, постепенно превращалась в ведущий жанр. П.А.Риццони, В.Г.Худяков, А.Ф.Чернышев, наиболее популярные жанристы в годы юности Перова, изображали сцены жизни ремесленников и контрабандистов, мужиков и купцов. Делалось это талантливо, с большим мастерством. С точки зрения демократической разночинской эстетики только один, но значительный недостаток был присущ творчеству этих художников: они не умели (или не хотели) дать развернутую оценку воспроизводимым явлениям, оставаясь, по сути дела, созерцателями, а не аналитиками русской жизни.
Произвести решительную ломку сложившихся вкусов и принципов смогло лишь новое поколение русских жанристов. Поэтому такой широкий общественный резонанс имело появление на выставках ранних работ В.И.Якоби, В.В.Пукирева, И.М.Прянишникова. Одной из самых первых в ряду произведений, открывших эпоху критического реализма, стоит картина Перова «Приезд станового на следствие», написанная в 1857 году.
В настоящее время очевидны черты эклектизма, свойственные этой работе: Перов использует традиционные схемы и приемы, подчиняя их несложному движению сюжета. Главный герой картины - находящийся под следствием молодой крестьянин - довольно слабо связан с изображаемым действием. Застылость ощущается в позе юноши, манерен жест его рук. Это скорее типичная академическая «постановка», нежели органичный и одушевленный образ. В то же время отзвуки венециановского искусства ощутимы в трактовке облика крестьянки-просительницы, в решении пейзажа, виднеющегося в проеме двери.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru