Владимир Обухов. Перов - Тургенев русской живописи
С первых же лет обучения Перов оказывается в центре мировоззренческих и художественных споров. На его глазах происходит ожесточенная, хотя и вполне корректная борьба двух группировок, образовавшихся в это время в среде преподавателей и членов Совета московского Училища.
Одну из этих «партий» возглавлял приверженец позднего романтизма А.Н.Мокрицкий, вторую - С.К.Зарянко, последовательный венециановец и позитивист. Обладая достаточно независимым и сложившимся характером, молодой Перов, видимо, весьма критически - относился и к призывам Зарянко «рисовать математически верно», и к прекраснодушным рассуждениям Мокрицкого о «вдохновении и творчестве...».
Однако слушал их с большим вниманием. Не случайно на исходе жизни он сумел столь подробно воспроизвести высказывания, а иногда и целые речи обоих преподавателей в своих «Рассказах художника».
Предпочтение при этом Перов скорее всего отдавал Зарянко, решительному противнику идеализации и дешевых живописных эффектов. Этот известный в середине прошлого века портретист, искренне преданный памяти и художественным принципам А.Г.Венецианова, всегда осуждал «стремление показать ловкое воздействие кисти».
Молодому Перову могли импонировать «прозаизм» и предельная точность живописи Зарянко, его трезвое и честное отношение к художественному ремеслу. Неприемлемыми для Перова были только те крайние выводы, которые делал сам Зарянко из венециановскоп «методы» и которые в конечном счете вели к отказу от образности, к пассивному натурализму.
На формирование творческого кредо молодого художника большое влияние оказывала и ученическая среда, разночинная по составу, активно отзывавшаяся на все новые веяния. В Училище быстро сложился кружок единомышленников, в который вместе с Перовым вошли И.И.Шишкин, А.В.Гине, Е.А.Ознобишин, К.Е.Маковский, К.Н.Бортников и А.М.Колесов.
Объединяло их увлечение жанрами, становившимися в это время все более популярными: пейзажем и бытовой картиной. Литературным кумиром членов кружка был Н.В.Гоголь - восторженное отношение к нему Перов сохранил и в зрелые годы (уже будучи известным художником Перов собирался написать картину «Погребение Гоголя героями его произведений»).
Быстро развиваясь, идейный реализм в живописи равнялся на литературу, в которой уже с сороковых годов господствовала «натуральная школа». И не только произведениями Гоголя увлекался Перов вместе со своими товарищами.
Доказательство тому - картины художника: порой внешние, а порой и очень глубокие связи с драматургией, беллетристикой, ранними формами русского романа обнаруживаются в произведениях Перова на всем протяжении его творческой эволюции.
Давно уже отмечено, что «Проводы покойника» перекликаются с поэмой Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос», что образы картины «Старики-родители на могиле сына» навеяны соответствующей сценой из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», что «Суд Пугачева» написан под непосредственным влиянием пушкинских «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки» - такой перечень можно продолжать довольно долго.
Однако Перов никогда не был живописцем-иллюстратором, пересказывающим сюжеты полюбившихся книг (как делал это, например, С.И.Грибков, наиболее известными работами которого были «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем» и «Обед Хлестакова»).
С самого начала перед Перовым стояла задача гораздо более серьезная: необходимо было перевести на неподатливый язык живописи свои размышления о современной жизни, научить искусство говорить о вещах обыденных, прозаических, но зато волнующих каждого.
Все большее развитие в это время получала живопись повествовательная, аналитическая, социально-действенная. Бытовая картина, предметом которой являются конкретные отношения между людьми, а также отношения человека с окружающей средой, постепенно превращалась в ведущий жанр. П.А.Риццони, В.Г.Худяков, А.Ф.Чернышев, наиболее популярные жанристы в годы юности Перова, изображали сцены жизни ремесленников и контрабандистов, мужиков и купцов.
Делалось это талантливо, с большим мастерством. С точки зрения демократической разночинской эстетики только один, но значительный недостаток был присущ творчеству этих художников: они не умели (или не хотели) дать развернутую оценку воспроизводимым явлениям, оставаясь, по сути дела, созерцателями, а не аналитиками русской жизни.
Произвести решительную ломку сложившихся вкусов и принципов смогло лишь новое поколение русских жанристов. Поэтому такой широкий общественный резонанс имело появление на выставках ранних работ В.И.Якоби, В.В.Пукирева, И.М.Прянишникова. Одной из самых первых в ряду произведений, открывших эпоху критического реализма, стоит картина Перова «Приезд станового на следствие», написанная в 1857 году.
В настоящее время очевидны черты эклектизма, свойственные этой работе: Перов использует традиционные схемы и приемы, подчиняя их несложному движению сюжета. Главный герой картины - находящийся под следствием молодой крестьянин - довольно слабо связан с изображаемым действием. Застылость ощущается в позе юноши, манерен жест его рук. Это скорее типичная академическая «постановка», нежели органичный и одушевленный образ.
В то же время отзвуки венециановского искусства ощутимы в трактовке облика крестьянки-просительницы, в решении пейзажа, виднеющегося в проеме двери.
продолжение...
|