Владимир Обухов. Перов - Тургенев русской живописи
Его пенсионерская поездка была непродолжительной. Уже 8 июля 1864 года Перов посылает в Петербург свое знаменитое прошение «о позволении возвратиться» на родину. «Имея в виду несколько сюжетов из русской жизни, - писал он, - которые я бы исполнил с любовью и сочувствием и, надеюсь, более успешно, чем из жизни народа мне мало знакомого, притом желание сделать что-нибудь положительное и тем оправдать милостивое отношение ко мне Совета дает мне смелость надеяться на снисхождение к моей покорнейшей просьбе».
Быстро последовал положительный ответ, и спустя несколько месяцев, осенью того же года, Перов вернулся в Россию..
И все же не следует думать, что пребывание за границей было лишь досадной паузой в творческой биографии художника, не оставившей никакого следа в его дальнейшем развитии. Побывав в Берлине, Дрездене, Дюссельдорфе, познакомившись с архитектурой и художественными коллекциями этих городов, Перов на некоторое время остановился в Париже. Работал он за границей много и напряженно, существует большое количество созданных им в Париже эскизов, этюдов, набросков. Правда, полностью завершить он смог лишь несколько работ.
Интересными были и замыслы художника.
Будучи пенсионером, Перов мечтал написать большую многофигурную композицию, чтобы суметь достойно отчитаться перед Академией художеств. Поочередно принимался он за три особенно заинтересовавших его сюжета: «Праздник в окрестностях Парижа», «Продавец песенников» и «Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления».
Судя по сохранившимся эскизам, произведения должны были представлять собой картины нравов - связующим началом в них служил общий мотив (празднества, гуляния), позволявший показать множество разнообразных и достаточно самостоятельных сцен городской жизни, продемонстрировать большое количество парижских типов.
Работа над этими композициями оборвалась еще на подготовительной стадии. Объясняя, почему он никак не может завершить картину «Продавец песенников», Перов писал в одном из отчетов Совету Академии художеств: «Не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра, я не мог бы обработать даже одной фигуры в картине и потому оставил предпринятую работу».
Но даже и не сумев до конца справиться со столь нелегкими для него темами, Перов тем не менее вполне смог проявить свой талант наблюдателя и бытописца. Увлекательно воспроизводил он особенности чужеземных народных толп, внешний облик и повадки обитателей старого Парижа: мальчишек-циркачей, веселящихся рантье, уличных музыкантов.
Не случайно поэтому этюд к картине «Продавец песенников» - «Слепой музыкант» - воспринимается как вполне самостоятельная картина, настолько интересен он сам по себе. В этой работе Перов фиксирует не только те черты, которые говорят о социальном положении нищего музыканта; внимание автора скорее останавливается на душевном состоянии изображаемого человека, на его внутренних переживаниях.
Этому способствует гораздо более сложная, нежели прежде, разработка цветовой гаммы. Художник избегает пестроты, возникавшей вследствие сочетания ярких локальных пятен, он ослабляет звучание цвета, добивается единства колорита на тональной основе. Как отмечает А.А.Федоров-Давыдов, «Слепой музыкант» «дает очень тонкие цветовые сочетания, которые Перов сумел дать еще разве только в своем «Гитаристе-бобыле».
Большую часть произведений парижского периода составляют графические работы. Они также показывают, насколько расширился во время пенсионерства арсенал художественных приемов Перова. В этом плане особенно интересны его рисунки. В них много той свободы исполнения, того артистизма, которых не было в работах художника в годы, предшествовавшие его заграничной поездке. Речь идет не только о росте исполнительского мастерства.
Гораздо более важным было другое - быстро изменялась образная структура созданий Перова, их художественный язык.
Помимо усложнения и обогащения цветовой гаммы, значительно изменяется композиционный и сюжетный строй перовских картин. В тех немногих произведениях парижского периода, которые были завершены художником, фактически совершенно отсутствует какое-либо событие - изображаются то отдыхающие тряпичники («Парижские шифонье»), то спящий мальчуган («Савояр»), то играющий на шарманке мужчина («Шарманщик»).
Предельно ограничено и количество персонажей, второстепенных действующих лиц практически нет; все - главные, все - в центре внимания зрителя. Характеристика героев стала более углубленной, чем раньше: социальный анализ дополняется робкими еще попытками раскрыть психологическое «содержимое» человека, показать течение его душевной жизни.
Персонажи всех парижских работ по-прежнему группируются на переднем плане изображения - но при этом активным и развитым становится фон: диагонально уходит в глубину городская улица во втором эскизе «Продавец песенников» и в рисунке «Похороны в бедном квартале Парижа», важным моментом мелодраматического повествования является пейзаж в картине «Дети-сироты».
За время заграничной поездки Перов усвоил и ряд новых для него художественных идей, тем, мотивов. Именно в Париже художник, знакомый прежде только с бытом российской провинции и (что почти то же самое) старой Москвы, открывает для себя жизнь большого города - шумную, контрастную, драматичную. Излюбленными персонажами его работ - не без влияния французских жанристов О.Тассара и Ф.Жанрона - стали городские изгои, и прежде всего бездомные дети, страдающие от нищеты, голода и холода.
Громче начинают звучать в творчестве Перова сентиментальные нотки, пробивавшиеся порой и в более ранних его картинах - тем самым ослабляется рациональное начало, более задушевным становится авторский рассказ.
продолжение...
|