|
|
Страница 1
Страница 2
Страница 3
|
|
|
|
|
Картины Василия Перова
Охотники на привале, 1871
Портрет писателя Достоевского, 1872
Птицелов, 1870
|
|
В.Скляренко о творчестве Василия Перова
В истории Академии художеств подобный случай произошел впервые, ведь обычно пенсионеры пытались продлить срок пребывания за границей. Но Василий Перов очень тосковал по родине, и, что особенно важно, он торопился выполнить поставленные перед самим собой задачи и стремился это делать именно в России.
Работы же, привезенные им из-за границы, напротив, свидетельствуют о том, что автор очень хорошо понял «и образ жизни, и характер, и народные типы в тех землях, где побывал». Одно из лучших заграничных полотен В.Перова - «Парижские тряпичники», написанное в голубовато-серой, романтической палитре, навевает воспоминания о прозе В.Гюго, творчество которого так любил художник.
Отныне тема одиночества, сиротства, бедности стала перовской темой, а образы обездоленных детей, стариков, городского люда - перовскими образами. Истоки же этой тематики, без сомнения, нужно искать в России, где в детские годы художника окружали нищие крестьяне в домотканых одеждах и приземистые деревенские избушки. Уже в ранних своих холстах - «Приезд станового на следствие», «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Чаепитие в Мытищах близ Москвы» живописец изобразил сцены из бедной, горькой российской жизни.
Героем дерзкой по тем временам картины «Приезд станового на следствие» (1857 г.), за которую художником была получена Большая серебряная медаль, он сделал «пойманного на порубке леса несчастного крестьянина». И с тех пор не проходило и года, чтобы не появлялись новые холсты художника, отражающие народные страдания и беды.
Почти сразу по возвращении из-за границы Василий Перов написал удивительную картину, без которой теперь невозможно представить русскую реалистическую живопись, - «Тройку». Написанная в характерной для него темной серо-коричневой гамме, она изображает троих детей, которые в зимнюю стужу тащат непосильную для себя ношу - обледенелую бочку с водой.
В 1875 г. журнал «Пчела» опубликовал рассказ В.Г.Перова «Тетушка Марья», в котором автор вспоминал о создании «Тройки» и о трагедии бедной женщины Марьи, потерявшей своего сына Васеньку, который послужил моделью ключевой фигуры картины. «Несколько лет тому назад я писал картину, в которой мне хотелось представить типичного мальчика... - вспоминал художник. - Раз весной... я как-то бродил близ Тверской заставы... В стороне заметил старушку с мальчиком... Подойдя ближе к мальчику, я невольно был поражен тем типом, который так долго отыскивал...
Я вызвался показать им место для ночлега. Мы пошли вместе. Старушка шла медленно, немного прихрамывая. Ее смиренная фигура с котомкой на плечах была очень симпатична... Придя в мастерскую, я показал им начатую картину и объяснил, в чем дело... Она подумала, подумала и наконец, к моей великой радости, согласилась снять портрет с ее сына...» Спустя время тетушка Марья пришла к Василию Перову и, рыдая, рассказала, что ее милый Васенька умер от оспы.
Распродав свои жалкие пожитки и скопив немного денег, женщина обратилась к художнику с просьбой «купить картину, где был списан ее сынок». «Дрожащими руками развязала она платок, где были завернуты ее сиротские деньги... - писал В. Перов. - Я объяснил ей, что картина теперь не моя... но посмотреть она может... Часов около девяти мы отправились к Третьякову... Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, вскрикнула: "Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!" - и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол».
Вслед за «Тройкой» увидели свет и другие трагические холсты мастера - «Последний кабак у заставы» и «Проводы покойника». В этих бесхитростных, берущих за душу картинах автор снова отразил жизнь «могучей и обильной, великой и бессильной матушки Руси».
«Что тут нарисовано, - писал Стасов о картине «Проводы покойника», - то всякий день происходит на тысяче концов России, только никакой прежний живописец этого не видал и не останавливался на этом». В отличие от академических живописцев, ищущих свое вдохновение «на Олимпе, в легендах и мифах далекого прошлого», Василий Перов находил темы для своих произведений в нищих деревеньках, на улицах Москвы, в кабаках и даже в городских мертвецких.
Никогда прежде не осмеливались русские художники коснуться кистью того, что изображали полотна Перова и его единомышленников - Маковского, Прянишникова, Саврасова. Не случайно эти живописцы были первыми среди москвичей, кто откликнулся на призыв петербуржца Г. Мясоедова о создании Товарищества передвижных выставок.
Московские художники не имели той блистательной академической выучки, какую давала живописцам Петербургская академия художеств, но из говорливой, торговой Москвы Россия, что называется, «была виднее». Москвичи Перов, Поленов, Суриков, Репин, Саврасов были гораздо ближе к народу и его невзгодам, чем их коллеги из «сиятельно холодной чиновной столицы». Горячий участник Товарищества передвижных выставок, Перов состоял в обществе до середины 70-х гг. Центром передвижничества в Москве стало Училище живописи, ваяния и зодчества, в котором к тому времени Перов был профессором.
По инициативе художника и при его непосредственном участии устраивались ученические выставки, где представляли свои работы его ученики - М.Нестеров, А.Коровин, А.Архипов, Н.Касаткин, А.Рябушкин, продолжившие в будущем традиции идейного реалистического творчества.
продолжение...
|