|
|
Страница 1
Страница 2
|
|
|
|
|
Картины Василия Перова
Тройка. Ученики мастеровые везут воду, 1866
Портрет писателя Достоевского, 1872
Сельский крестный ход на Пасхе, 1861
Старики-родители на могиле сына
|
|
Владимир Леняшин. Василий Григорьевич Перов
"Переживая лучшие свои создания сердцем, он не мог не волновать сердца других."
(Нестеров М.В.)
Василий Григорьевич Перов (1834 - 1882) - не только один из крупнейших художников шестидесятых годов XIX века. Это фигура этапная, стоящая в одном ряду с такими мастерами, как П.А.Федотов, А.Г.Венецианов, И.Е.Репин, чье творчество знаменовало рождение новых художественных принципов, становилось вехой в истории искусства.
На рубеже пятидесятых - шестидесятых годов в атмосфере общественного подъема и позднее в условиях политической реакции, наступившей вскоре после отмены крепостного нрава, когда быть несоциальным для русского художника означало быть безнравственным, именно Перов решил главную и неимоверной сложности задачу, которую выдвинуло время: утвердить критический реализм, создать произведения, имеющие, по словам И.Г.Чернышевского, «значение приговора о явлениях жизни», соединить социальное и эстетическое в художественных образах.
К этому стремились многие из его современников: И.М.Прянишников и Н.В.Неврев, В.В.Пукирев и Л.И.Соломаткин, но во главе движения, безусловно, стоял Перов. Начало его трудной биографии кратко и выразительно охарактеризовал М.В.Нестеров: «Ненормальное детство, Арзамасская школа Ступина, где он, незаконный сын барона Криденера, учился и получил за хороший почерк прозвище «Перов», дальше напряженная, нервная работа, непомерная трата энергии, безграничный расход душевных сил».
В 1861 году он пишет картину «Сельский крестный ход на пасхе», которая была снята с выставки Общества поощрения художников и о которой один из современников заметил: «Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки». Эта картина - подлинный манифест критического реализма. Все в ней ново: и принципиальное обращение к неприкрашенной, даже грязной действительности, и скорбно-бичующая интонация. «Явление Христа народу» А.А.Иванова завершило реалистические искания в живописи первой половины XIX века. «Сельский крестный ход» Перова открывает следующий период.
Отсюда путь к «Крестному ходу в Курской губернии» Репина, к народной «хоровой» картине. Отсюда же берет начало и мировоззренческая программа изобразительного искусства, близкая некрасовским строкам: «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть». Обучение в Московском училище живописи и ваяния, где он занимался у А.П.Мокрицкого, М.И.Скотти, С.К.Зарянко, Перов завершает картиной «Проповедь в селе» (1861), за которую Академия художеств присуждает ему большую золотую медаль и право поездки за границу.
Без него происходит знаменитый «бунт 14-ти», оказавшийся организационным началом нового этапа отечественного искусства. Но сам этот бунт во многом опирался па уже созданные Перовым произведения: «Приезд станового на следствие» (1857), «Первый чин» (1860), «Чаепитие в Мытищах» (1862). Более того, эти холсты (и, конечно, «Сельский крестный ход на пасхе») во многом предвосхищают принципы передвижничества. И не случайно в 1871 году вместе с И.Н.Крамским, Н.Н.Ге, Г.Г.Мясоедовым Перов встанет у его руля.
Находясь в Париже, Перов, как он сам писал, продвинулся «в технической стороне живописи», но не мог создать что-либо действительно значительное. Он чувствует себя полководцем без армии, ощущает свое предназначение и, даже не выдержав положенного пенсионерского срока, рвется на родину, где его словно ждет зарождающийся реализм.
Через год после возвращения, в 1865 году, он пишет «Проводы покойника». Многие знают и любят эту живописную новеллу с детства, иногда даже не помня имени ее автора. Она ясна по сюжету и в этом смысле проста, обращена ко всем и каждому. «Перед нами сани с женщиной и детьми, - говорил над могилой Перова Д.В.Григорович. - Как сделал художник, мы не знаем, - это тайна его высокого таланта, но, глядя на эту одну спину, сердце сжимается, хочется плакать».
Привычность картины мешает оценить ее редкостную новизну, заметить, что многое из найденного в ней опять-таки отзовется в дальнейшем развитии живописи: и мотив движения от переднего плана в глубину (можно вспомнить «Порожняки» И.М.Прянишникова и даже «Боярыню Морозову» В.И.Сурикова), и то, что важнейшая в композиционном отношении фигура дается со спины, и что в бытовой картине по-саврасовски зорко увиден пейзаж - от низких кустиков до занесенных снегом полей.
Самая экспрессивная вещь Перова - «Тройка», исполненная в 1866 году. Характерное для художника диагональное построение в ней особенно выявлено; земля, небо, дома едва намечены. Движение маленьких «бурлаков», слишком стремительное для непосильной ноши, усиливает общее впечатление надрыва, внося в образный строй холста символическое начало. В этическом пафосе «Тройки» узнаются черты, связывающие Перова не только с Некрасовым, но и с Достоевским, его униженными и оскорбленными, слезинкой ребенка как неотразимым упреком несправедливому, негуманному миру.
продолжение...
|