|
|
Страница 1
Страница 2
|
|
|
|
|
Картины Василия Перова
Тройка. Ученики мастеровые везут воду, 1866
Портрет писателя Достоевского, 1872
Сельский крестный ход на Пасхе, 1861
Старики-родители на могиле сына
|
|
Владимир Леняшин. Василий Григорьевич Перов
Столь же непримирима к действительности картина «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866). Если мы захотим представить себе наиболее типичную картину шестидесятых годов, то, наверное, представим эту, небольшую по размерам, с литературно развитым сюжетом, точным «федотовским» описанием интерьера - социально-психологической физиономии дома, с постоянной туповатой скукой, подглядывающими, подслушивающими.
И при всей неотделимости этой работы от породившей ее эпохи присутствуют в ней общечеловеческие свойства - горечь униженного достоинства, склоненной гордости, как присутствовало в «Проводах покойника» чувство огромного вселенского сострадания.
Перов улавливает сложные отношения социального и эстетического, анализирует жизнь и скорбит о ее несовершенстве. Сила воздействия его произведений, конечно же, не исчерпывается сюжетной выразительностью. Гладкая тональная живопись его холстов таит в себе своеобразную красоту и энергию. Не напрасно он копировал Ван Дейка. Веласкеса, Креспи. И не кто-нибудь, а К.А.Коровин скажет о Перове: «Это был колорист».
Над картинами он работал подолгу, достигая совершенства композиции, здесь он был необычайно одарён, глубины типизации - здесь его талант уникален, усложняя колористические задачи. Пример тому картина «Утопленница» (1867). «При беспристрастном взгляде на искусство Перова, - писал Репин, - можно видеть и у него большую пластическую мощь. Вспомните его городового, сидящего перед трупом утопленницы, - сильно и не без поэзии».
«Последний кабак у заставы» (1868) -свидетельство высокой зрелости не только самого мастера, но и всего русского реализма, обретающего единство социальной заостренности и художественного совершенства.
Лица женщины, покорно ждущей мужа, не видно, но ощущается бесконечная грусть ожидания, а за ней - обращенное к совести каждого размышление художника о женской доле, о беспросветной российской действительности. Но захватывает картина и поэтической недосказанностью, красотой тонального строя. Силуэты лошадей, светящиеся окна, покрытые снегом крыши...
И уходит вдаль дорога, внося в настроение ноты предчувствия, надежды. Как и в ряде других работ Перова, дорога влечет наш взгляд к «врачующему простору» неба. И лишь почувствовав лирическое отношение неба и земли, замечаешь сюжетные подробности, так что человеческая драма воспринимается в постоянной соотнесенности с бескрайним пространством России. Ее образ встает за картиной, о ней болит сердце художника.
В семидесятые годы Перов обращается к исторической теме - «Суд Пугачева» (1875), «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1881). Создает он и значительные жанровые произведения: элегическое полотно «Старики-родители па могиле сына» (1874), снискавшее широкую популярность - «Охотники на привале» (1871), монументальное - «Крестьянин в поле» (1876), горестное и тревожное - «Возвращение крестьян с похорон зимою» (1880), будто сегодня написанное - «Голубятник» (1874).
И все же, пройдя путь от «Сельского крестного хода на пасхе» к «Утопленнице» и «Последнему кабаку», он выполнил свой" долг перед жанровой живописью. Дальнейшее ее развитие к вершинам народной картины будет связано с именем Репина.
Словно почувствовав это, Перов переключает творческую волю в другую сферу - портрет. И снова он первооткрыватель. Его глубокие, выисканные в жизни образы «Фомушка-сыч» (1868) и «Странник» (1870) - это начало поразительной галереи крестьянских (Характеров, продолженной Крамским, Репиным, Максимовым. Когда мы размышляем о портрете второй половины XIX века, перед внутренним взором одним из первых возникает портрет Ф.М.Достоевского (1872).
Такая страстность характеристики, захватывающая глубина мысли о человеке, очищенной от всего случайного, суетного, могли быть достигнуты только при необычайно нравственном, ответственном понимании задач портретного жанра.
Соединение документально правдивого, норой критического свидетельства о личности и высокого представления о том, какой она должна быть, мы обнаруживаем и в портретах Л.Г.Рубинштейна (1870), А.Н.Островского (1871), В.И.Даля, М.П.Погодина, И.С.Камынина (все 1872 г.), проникнутых жаром правдоискательства.
С 1871 года Перов начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. У него учились С.Л.Коровин и А.П.Рябушкин, Н.А.Касаткин и М.В.Нестеров. Само его замечательное наследие и достижения учеников сохранили и пронесли в следующее столетие неподкупное, подвижническое отношение к творчеству, благородное понимание долга художника.
И хотя нельзя воспринимать буквально слова Н.П.Собко: «Перов - это Гоголь и Островский, Достоевский и Тургенев русской живописи, соединенные вместе», - в них верно почувствованы значение и направленность творчества Перова, его основополагающая роль в искусстве второй половины XIX века.
в начало...
|