На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2

   
 
  
   

Картины Василия
Перова



Тройка. Ученики
мастеровые
везут воду,
1866


Портрет писателя
Достоевского,
1872


Сельский крестный
ход на Пасхе,
1861


Старики-родители
на могиле сына


   
Владимир Леняшин. Василий Григорьевич Перов

Столь же непримирима к действительности картина «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866). Если мы захотим представить себе наиболее типичную картину шестидесятых годов, то, наверное, представим эту, небольшую по размерам, с литературно развитым сюжетом, точным «федотовским» описанием интерьера - социально-психологической физиономии дома, с постоянной туповатой скукой, подглядывающими, подслушивающими. И при всей неотделимости этой работы от породившей ее эпохи присутствуют в ней общечеловеческие свойства - горечь униженного достоинства, склоненной гордости, как присутствовало в «Проводах покойника» чувство огромного вселенского сострадания.
Перов улавливает сложные отношения социального и эстетического, анализирует жизнь и скорбит о ее несовершенстве. Сила воздействия его произведений, конечно же, не исчерпывается сюжетной выразительностью. Гладкая тональная живопись его холстов таит в себе своеобразную красоту и энергию. Не напрасно он копировал Ван Дейка. Веласкеса, Креспи. И не кто-нибудь, а К.А.Коровин скажет о Перове: «Это был колорист». Над картинами он работал подолгу, достигая совершенства композиции, здесь он был необычайно одарён, глубины типизации - здесь его талант уникален, усложняя колористические задачи. Пример тому картина «Утопленница» (1867). «При беспристрастном взгляде на искусство Перова, - писал Репин, - можно видеть и у него большую пластическую мощь. Вспомните его городового, сидящего перед трупом утопленницы, - сильно и не без поэзии». «Последний кабак у заставы» (1868) -свидетельство высокой зрелости не только самого мастера, но и всего русского реализма, обретающего единство социальной заостренности и художественного совершенства. Лица женщины, покорно ждущей мужа, не видно, но ощущается бесконечная грусть ожидания, а за ней - обращенное к совести каждого размышление художника о женской доле, о беспросветной российской действительности. Но захватывает картина и поэтической недосказанностью, красотой тонального строя. Силуэты лошадей, светящиеся окна, покрытые снегом крыши... И уходит вдаль дорога, внося в настроение ноты предчувствия, надежды. Как и в ряде других работ Перова, дорога влечет наш взгляд к «врачующему простору» неба. И лишь почувствовав лирическое отношение неба и земли, замечаешь сюжетные подробности, так что человеческая драма воспринимается в постоянной соотнесенности с бескрайним пространством России. Ее образ встает за картиной, о ней болит сердце художника. В семидесятые годы Перов обращается к исторической теме - «Суд Пугачева» (1875), «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1881). Создает он и значительные жанровые произведения: элегическое полотно «Старики-родители па могиле сына» (1874), снискавшее широкую популярность - «Охотники на привале» (1871), монументальное - «Крестьянин в поле» (1876), горестное и тревожное - «Возвращение крестьян с похорон зимою» (1880), будто сегодня написанное - «Голубятник» (1874). И все же, пройдя путь от «Сельского крестного хода на пасхе» к «Утопленнице» и «Последнему кабаку», он выполнил свой" долг перед жанровой живописью. Дальнейшее ее развитие к вершинам народной картины будет связано с именем Репина.
Словно почувствовав это, Перов переключает творческую волю в другую сферу - портрет. И снова он первооткрыватель. Его глубокие, выисканные в жизни образы «Фомушка-сыч» (1868) и «Странник» (1870) - это начало поразительной галереи крестьянских (Характеров, продолженной Крамским, Репиным, Максимовым. Когда мы размышляем о портрете второй половины XIX века, перед внутренним взором одним из первых возникает портрет Ф.М.Достоевского (1872). Такая страстность характеристики, захватывающая глубина мысли о человеке, очищенной от всего случайного, суетного, могли быть достигнуты только при необычайно нравственном, ответственном понимании задач портретного жанра. Соединение документально правдивого, норой критического свидетельства о личности и высокого представления о том, какой она должна быть, мы обнаруживаем и в портретах Л.Г.Рубинштейна (1870), А.Н.Островского (1871), В.И.Даля, М.П.Погодина, И.С.Камынина (все 1872 г.), проникнутых жаром правдоискательства.
С 1871 года Перов начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. У него учились С.Л.Коровин и А.П.Рябушкин, Н.А.Касаткин и М.В.Нестеров. Само его замечательное наследие и достижения учеников сохранили и пронесли в следующее столетие неподкупное, подвижническое отношение к творчеству, благородное понимание долга художника. И хотя нельзя воспринимать буквально слова Н.П.Собко: «Перов - это Гоголь и Островский, Достоевский и Тургенев русской живописи, соединенные вместе», - в них верно почувствованы значение и направленность творчества Перова, его основополагающая роль в искусстве второй половины XIX века.

в начало...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru