|
|
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
|
|
|
|
|
Картины Василия Перова
Тройка. Ученики мастеровые везут воду, 1866
Портрет писателя Достоевского, 1872
Сельский крестный ход на Пасхе, 1861
Старики-родители на могиле сына
|
|
Вадим Ольшевский. Творчество Василия Перова
Отец был образованным человеком, не чуждым художественным наклонностям, и всячески поддерживал в сыне пробуждающиеся ростки дарования. А потом последовала школа живописи в близлежащем Арзамасе.
То было первое в России частное художественное учебное заведение, основанное педагогом-энтузиастом Ступиным, который выискивал одаренных людей, в том числе из крестьян-крепостных, и давал им начальные наставления в искусстве. И не зря говорили тогда: «Арзамас-городок - то Москвы уголок»,- пришло время, и юноша Перов перебрался в Москву, в Училище живописи и ваяния.Впоследствии, спустя много лет, он вернулся в это училище профессором, общепризнанным кумиром молодежи, и его таланту, обаянию художника-педагога стали обязаны многие из тех, чьи имена украсили затем наше искусство, и расцвет училища оказался связан именно с педагогической деятельностью Перова.
Вот рассказ одного из его питомцев: «...Перов сделался нашим общим любимцем в школе. Он скоро сошелся с учениками, вошел в нашу жизнь и наши интересы. Не раз целыми часами беседовал Перов с приходившими к нему учениками, забывая даже при этом свою работу, а ученики после этих бесед чувствовали, как перед ними шире раскрывается горизонт и как в душе их загоралась новая вера и в искусство, и в самого себя...»
Училище стало при Перове центром передвижничества в Москве, ученические выставки, которые устраивались по его инициативе, смыкались с передвижническими. А имена выучеников Перова говорят за себя - это С.Коровин, А.Архипов, А.Рябушкин, М.Нестеров, Н.Касаткин, то есть именно те, кто с честью продолжил потом традиции идейного реалистического творчества. И много лет спустя Михаил Васильевич Нестеров, уже знаменитый, прославленный художник, писал о Перове, как он оставил в учениках свое искусство и в нем свое большое сердце.
Но все это стало потом, а в пору ученичества самого Перова состав учителей не блистал преподавательским даром и личным творческим примером, и иными путями шло духовное, художественное взросление Перова.
Всего хлебнул в юности художник: и бедности и бездомья. Не потому ли понятней становились ему все те, кто пришел потом в его картины? А жизнь была подлинной школой, и Перов мог бы повторить слова своего предшественника, Павла Федотова: «Моего труда в мастерской немного... Главная моя работа - на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью. Я тружусь, глядя в оба глаза. Мои сюжеты раскиданы по всему городу, и я сам должен их разыскивать...» Острая социальная тенденция, реалистическая трактовка типов, характеров, ясное прочтение сюжета, почерпнутого из жизни,- вот цели, которые ставил художник.
Рассказывают, что, показывая эскизы товарищам, он первым делом допытывался, понятен ли, наглядно ли разработан сюжет, насколько ясно прочитывается картина, видна ли мысль, и снова и снова углублял психологические задачи, и человек, душевное состояние человека, его социальная обрисовка были ему всего важнее. С первых же картин пришел к нему успех. Они говорили о безответности крестьянина и о нравственном убожестве мелкого чиновника, к тому времени разительно высмеянного в литературе, но сатирическому дару художника еще предстояло развернуться в полную силу.
«Сельский крестный ход на пасхе» - вот картина, которая по-боевому встала в строй обличительного искусства шестидесятых годов, призвавшего себя произнести приговор над явлениями социальной жизни, быть судьей и учителем общества. Вслед за «Проповедью на селе», где наглядно, в лицах была показана та пропасть, которая отделяла рваные мужицкие армяки от довольного и ленивого барства, художник поднялся к осуждению самих устоев господствующего строя. «Самодержавие, православие и народность»,- звучало в ту пору с правительственных верхов, и своей картиной Перов прямо заявил: вот оно, смотрите, какое оно есть, казенное российское православие!
Неспроста показанную на выставке картину поспешили убрать с глаз долой, хотя пользовалась она у публики колоссальным успехом, а Третьякову, купившему картину, было велено не выставлять ее и не воспроизводить в печати. Перову предстояла в ту пору заграничная поездка, но «Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий»,- писал Третьякову один из друзей художника.
И надо всем в картине, в прямом и переносном смысле, тяжкое, низко нависшее небо этой убогой жизни, которой состраждет художник, ее беспросветной темноте. Наступает тот момент, вырастает та грань, когда кончается смех - над пьяным попом, над всем этим недостойным зрелищем - и приходит гнев. Да, для нас все это история, но вот вы живете в шестидесятых годах прошлого века, это о вас сказано Чернышевским - вы правильно думающий и действительно порядочный человек, коего реальный образ мыслей и нравственная порядочность зовут к нетерпимости перед лицом социального зла,- в каком направлении поведет вашу мысль картина Перова?
В том и сказалась революционная направленность картины. И сказалось еще то, что казенное православие - оно лишь как застойная тина в народной жизни, и не в том будущность России, чтобы искать выявления русского национального характера на путях религиозности и жертвенного смирения. Нет, смирение - это пьяный поп и духовное убожество, и не смирение, а гнев, здоровое осознание своих сил нужны России, ждущей обновления. Тем самым в картине Пероза отозвался голос, который прозвучал у Некрасова, - «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!» - голос сына России.
Продолжением «Крестному ходу» стало «Чаепитие в Мытищах». Подмосковные Мытищи по дороге в Троице-Сергиеву лавру славились своей родниковой водой, и истинные чаевники наезжали сюда ради самоварной утехи. Вот и в картине сановный служитель церкви услаждает себя чайком - прихлебывает с блюдечка, отдувается,- блаженствует, и все в нем говорит о сытости и довольстве. Но рядом нищий солдат-калека тянет к нему руку за подаянием.
продолжение...
|