|
|
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
|
|
|
|
|
Картины Василия Перова
Тройка. Ученики мастеровые везут воду, 1866
Портрет писателя Достоевского, 1872
Сельский крестный ход на Пасхе, 1861
Старики-родители на могиле сына
|
|
Вадим Ольшевский. Творчество Василия Перова
Мы видим медальку, приколотую к шинели, - быть может, под Севастополем оставил ногу горемыка-солдат? И это все, чем царская Россия наградила своего воина. Отталкивает его прочь служанка, неприязненно скосил взгляд блаженствующий иерей, а мальчонка-поводырь стоит, не смеет протянуть за милостыней отцовский картуз, и в который раз звучит у Перова эта горькая нота сочувствия к детям!
Нет горше обиды, чем обида ребенка, и нестерпимо видеть в картине эту робкую фигурку мальчонки - голодного и босого - рядом с равнодушным чревоугодием; боязливые его ручонки - рядом с рукой выхоленной, пухлой, держащей чайное блюдце; маленькие босые его ноги - рядом с вычищенными щегольскими сапогами.
И снова отмечаем красноречивейшую перовскую выразительность деталей и красноречивость всей режиссуры, направляемой возвышенным и благородным сердцем. А время было тяжкое - отмена крепостного права принесла новую кабалу. Чуткой душой воспринимал художник все горести народа. Так вылилась из-под его кисти - буквально как песня - картина-песня «Проводы покойника». Какая простота в ней и какая скорбь!
Понурая лошаденка тянет сани по зимней дороге, согбенная спина крестьянки и ребятишки у гроба. Угасает ненастный день, темные, суровые облака, как безысходность, нависают над осиротевшей семьей. Вот и весь рассказ художника, но как западает он в память! И хоть раз увидевши картину, не забыть, как девочка держится за гроб, будто в последний раз обнимая отца.
Есть подлинная народность в этой картине Перова. И как не вспомнить здесь ту старушку, тетушку Марью, что молилась перед холстом художника за своего сына? И словно не просто похороны крестьянина написал художник, а все горе России, тяготы всех судеб народа.
Он говорил в своих картинах об отверженных и одиноких. Гитарист-бобыль, пригорюнившийся за стаканом вина и задумчиво перебирающий струны гитары; учитель рисования - старый и позабытый; странное участие в судьбе старика, и со страниц рассказа встает образ высокого бескорыстия и благородства... Вот люди, которые проходили перед его взором, и повесть художника о них человечна и безыскусна.
Он был превосходный писатель, и жаль, что его рассказы не переиздаются, а это хоть и малая, но живая частица русской литературы прошлого века. В числе этих рассказов есть такой. Художник ищет натуру, чтобы написать утопленницу (свидетельством этому и осталась картина Перова «Утопленница»), его приводят в покойницкую; сторож показывает труп молодой красивой женщины, и художник узнает ее: Фанни!
А случилось так, что его учителю Егору Яковлевичу был заказан большой запрестольный образ божьей матери, и поиск натуры привел старого живописца в один из тех домов, которые не называют и каких много было в ту пору в Москве на Трубной площади и на Цветном бульваре. Фанни позировала со всей охотой, и Егор Яковлевич был рад натуре.
Но после очередного сеанса, когда работа уже шла к концу, она спросила: а кого же вы с меня пишете? Живописец ответил: божью матерь. И тут случилось ужасное. Вот как это описано в рассказе:
- С меня... матерь... божию... Да ведь вы знаете, кто я такая!.. И с меня изображать лик пречистой девы Марии... матери божией!.. Нет! Это невозможно!.. О! Я проклятая... проклятая!!!
И вот покойницкая, ледник, угрюмый и ко всему привыкший сторож - и труп Фанни.
Сколько таких житейских драм повидал художник! Как в пьесах Островского представала перед ним Москва купеческая, Москва обнищалого люда - торжествующих Тит Титычей и униженных и оскорбленных. Вот в ряд к старому одинокому гитаристу и учителю рисования встает еще одна судьба - девушка-гувернантка вступает в купеческий дом. Что ждет ее, ценой каких унижений будет она зарабатывать свой хлеб?
Самодур-купец, словно товар для своей лавки, оценивает стоимость барышни из «благородных». Купчик-сынок презрительно кривит рот на бедность и робость. Власть денег? Она выступает раскрыто и нагло. И вроде ничего особенного не происходит в картине - девушка-гувернантка вступила в купеческий дом: пока только, как в пьесе, обозначены действующие лица, а вы чувствуете предвестие беды - насилия над личностью человека.
Чем так привлекает картина? Ведь не только же превосходной читаемостью сюжета, возможностью раздвинуть рамки изображения и увидеть за настоящим прошлое и будущее - как складывалась, как сложится жизнь гувернантки. Конечно, это не так. Но ведь и пьесы Островского привлекают нас не только тем, что они постановочны, сценичны, дают характеры и движение их, но главное, они говорят, как против тьмы и жестокости выступает светлый человек и пусть ценой гибели, а разрывает власть тьмы.
Да, погибнет Катерина в «Грозе», будет унижен мечтатель Кулибин. Однако «луч света в темном царстве» - не это ли дает бессмертие пьесам великого драматурга? Их называют комедиями. Они трагедии. И картина Перова - трагедия.
Но и в противоборстве с властью тьмы искусство Перова выдвигает своего героя. Этот герой - те, в кого он верит. Этот герой - народ. Страждущий, угнетенный, бесправный, но сильный в своей правоте, в своем праве на лучшую долю. Этот герой - люди России а современном художнику дне и в ее истории, неспроста Перов, жанрист по призванию, в свои более поздние годы увлекся исторической темой и писал картину о Пугачеве, и не просто о Пугачеве, а «Суд Пугачева».
А в лирических его полотнах об охотниках на привале, о голубятнике, птицелове, рыбаке выступают тургеневские ноты единства русского человека с русской природой, и эта природа, земля России - тоже герой художника.
продолжение...
|