На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4

   
 
  
   

Картины Василия
Перова



Тройка. Ученики
мастеровые
везут воду,
1866


Портрет писателя
Достоевского,
1872


Сельский крестный
ход на Пасхе,
1861


Старики-родители
на могиле сына

   
Вадим Ольшевский. Творчество Василия Перова

Мы видим медальку, приколотую к шинели, - быть может, под Севастополем оставил ногу горемыка-солдат? И это все, чем царская Россия наградила своего воина. Отталкивает его прочь служанка, неприязненно скосил взгляд блаженствующий иерей, а мальчонка-поводырь стоит, не смеет протянуть за милостыней отцовский картуз, и в который раз звучит у Перова эта горькая нота сочувствия к детям! Нет горше обиды, чем обида ребенка, и нестерпимо видеть в картине эту робкую фигурку мальчонки - голодного и босого - рядом с равнодушным чревоугодием; боязливые его ручонки - рядом с рукой выхоленной, пухлой, держащей чайное блюдце; маленькие босые его ноги - рядом с вычищенными щегольскими сапогами. И снова отмечаем красноречивейшую перовскую выразительность деталей и красноречивость всей режиссуры, направляемой возвышенным и благородным сердцем. А время было тяжкое - отмена крепостного права принесла новую кабалу. Чуткой душой воспринимал художник все горести народа. Так вылилась из-под его кисти - буквально как песня - картина-песня «Проводы покойника». Какая простота в ней и какая скорбь! Понурая лошаденка тянет сани по зимней дороге, согбенная спина крестьянки и ребятишки у гроба. Угасает ненастный день, темные, суровые облака, как безысходность, нависают над осиротевшей семьей. Вот и весь рассказ художника, но как западает он в память! И хоть раз увидевши картину, не забыть, как девочка держится за гроб, будто в последний раз обнимая отца. Есть подлинная народность в этой картине Перова. И как не вспомнить здесь ту старушку, тетушку Марью, что молилась перед холстом художника за своего сына? И словно не просто похороны крестьянина написал художник, а все горе России, тяготы всех судеб народа.
Он говорил в своих картинах об отверженных и одиноких. Гитарист-бобыль, пригорюнившийся за стаканом вина и задумчиво перебирающий струны гитары; учитель рисования - старый и позабытый; странное участие в судьбе старика, и со страниц рассказа встает образ высокого бескорыстия и благородства... Вот люди, которые проходили перед его взором, и повесть художника о них человечна и безыскусна.
Он был превосходный писатель, и жаль, что его рассказы не переиздаются, а это хоть и малая, но живая частица русской литературы прошлого века. В числе этих рассказов есть такой. Художник ищет натуру, чтобы написать утопленницу (свидетельством этому и осталась картина Перова «Утопленница»), его приводят в покойницкую; сторож показывает труп молодой красивой женщины, и художник узнает ее: Фанни!
А случилось так, что его учителю Егору Яковлевичу был заказан большой запрестольный образ божьей матери, и поиск натуры привел старого живописца в один из тех домов, которые не называют и каких много было в ту пору в Москве на Трубной площади и на Цветном бульваре. Фанни позировала со всей охотой, и Егор Яковлевич был рад натуре. Но после очередного сеанса, когда работа уже шла к концу, она спросила: а кого же вы с меня пишете? Живописец ответил: божью матерь. И тут случилось ужасное. Вот как это описано в рассказе:
- С меня... матерь... божию... Да ведь вы знаете, кто я такая!.. И с меня изображать лик пречистой девы Марии... матери божией!.. Нет! Это невозможно!.. О! Я проклятая... проклятая!!! И вот покойницкая, ледник, угрюмый и ко всему привыкший сторож - и труп Фанни.
Сколько таких житейских драм повидал художник! Как в пьесах Островского представала перед ним Москва купеческая, Москва обнищалого люда - торжествующих Тит Титычей и униженных и оскорбленных. Вот в ряд к старому одинокому гитаристу и учителю рисования встает еще одна судьба - девушка-гувернантка вступает в купеческий дом. Что ждет ее, ценой каких унижений будет она зарабатывать свой хлеб? Самодур-купец, словно товар для своей лавки, оценивает стоимость барышни из «благородных». Купчик-сынок презрительно кривит рот на бедность и робость. Власть денег? Она выступает раскрыто и нагло. И вроде ничего особенного не происходит в картине - девушка-гувернантка вступила в купеческий дом: пока только, как в пьесе, обозначены действующие лица, а вы чувствуете предвестие беды - насилия над личностью человека.
Чем так привлекает картина? Ведь не только же превосходной читаемостью сюжета, возможностью раздвинуть рамки изображения и увидеть за настоящим прошлое и будущее - как складывалась, как сложится жизнь гувернантки. Конечно, это не так. Но ведь и пьесы Островского привлекают нас не только тем, что они постановочны, сценичны, дают характеры и движение их, но главное, они говорят, как против тьмы и жестокости выступает светлый человек и пусть ценой гибели, а разрывает власть тьмы. Да, погибнет Катерина в «Грозе», будет унижен мечтатель Кулибин. Однако «луч света в темном царстве» - не это ли дает бессмертие пьесам великого драматурга? Их называют комедиями. Они трагедии. И картина Перова - трагедия.
Но и в противоборстве с властью тьмы искусство Перова выдвигает своего героя. Этот герой - те, в кого он верит. Этот герой - народ. Страждущий, угнетенный, бесправный, но сильный в своей правоте, в своем праве на лучшую долю. Этот герой - люди России а современном художнику дне и в ее истории, неспроста Перов, жанрист по призванию, в свои более поздние годы увлекся исторической темой и писал картину о Пугачеве, и не просто о Пугачеве, а «Суд Пугачева». А в лирических его полотнах об охотниках на привале, о голубятнике, птицелове, рыбаке выступают тургеневские ноты единства русского человека с русской природой, и эта природа, земля России - тоже герой художника.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru