На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20

   
 
  
   

Картины Федора
Васильева



После дождя.
Проселок,
1867-1869


Волжские лагуны,
1870


Деревня,
1869

   
Фаина Мальцева. Федор Александрович Васильев

Можно предполагать, что именно тогда в этих поисках ему и удалось напасть на новый мотив небольшого строения водяной мельницы, видимо, бездейственной, хотя и не разрушенной временем. Он прекрасно воспроизведен в рисунке «Рыболовы в лодке у заброшенной мельницы». Свойственная Васильеву черта - мыслить картинными образами - уже дает себя чувствовать и в этом рисунке, очерченном справа и сверху. Судя по общему характеру всего запечатленного на этом сравнительно большом листе (20,1x30,4см), он исполнялся или вблизи натуры, или по самым свежим следам от увиденного, настолько метко и пластично переданы в нем очертания и формы деревьев, их освещенность и расположение вокруг мельницы. Хотя до образа, сложившегося в картине, путь был еще очень далек, но к этому рисунку Васильев все-таки вернется и многое возьмет от него, когда приступит к окончательному решению образной структуры картины. Даже само строение мельницы в ней будет полностью совпадать в своих очертаниях с рисунком.
Подготовительный материал для картины «Заброшенная мельница» довольно обширен. В нем оказался отраженным весьма необычный ход творческой мысли художника на пути к картине и те изменения, которые претерпевали первые натурные впечатления в процессе вынашивания окончательного решения. Расположить весь дошедший до нас материал в определенной временной последовательности затруднительно, поскольку всего лишь один рисунок оказался датированным художником 26 ноября 1872 года. Но и это дает представление о том, как долго вынашивался возникший замысел. Однако все изображенное и включенное в композицию выглядит в этом рисунке сценично построенным, утратившим чувство естественности и жизненной простоты - того главного нерва, который был уловлен Васильевым ранее в натуре.
Во втором недатированном рисунке «У старой мельницы» подчеркнутая нарочитость композиционного решения кажется преодоленной. И все же созданный в нем образ еще далек от будущей картины. В нем, может быть, впервые тема заброшенной мельницы слилась с воспоминаниями художника о рассветном часе над болотом. Но это было еще только началом углубления в суть темы, возвращавшей его к воспоминаниям. Сложность стоявшей перед Васильевым задачи, связанной с поисками особенного, несколько призрачного света и все объединяющей тональности пейзажа, никак не могла быть решенной в таких четких по приемам рисунках. Отсюда, вероятно, и возникла внутренняя потребность разработать выбранный сюжет вначале в сепии и, используя ее возможности, выявить тональную структуру будущей картины.
Весьма характерно, что почти все сепии крымского периода связаны с живописными работами Васильева. Они по существу представляют собой варианты его любимой темы рассвета над болотом. По характеру исполнения это вполне завершенные станковые рисунки, восхищающие цельностью и новизной созданных образов. И все же многие задачи, решенные в них, получают свое дальнейшее развитие в последних живописных работах.
Среди такого рода листов совсем по-особому воспринимаются сепии, предназначенные художником для будущей картины «Заброшенная мельница». Они представляют собой скорее рабочие эскизы с очень приблизительно и обобщенно раскрытым сюжетом. В них все подчинено вновь возникшей его интерпретации, подчеркивающей в будущей картине начало тревожное, романтическое, как будто вызванное в памяти художника разного рода поэтическими легендами, созданными в далеком прошлом фантазией народа и его верой в таинственную силу, скрытую в жизни природы.
Хотя мы и не знаем точно, когда исполнял Васильев эти эскизы сепией и был ли в их основе какой-то реальный мир впечатлений или только игра фантазии, в них по существу иносказательно и заостренно выражалась романтическая концепция будущей картины. В какой-то мере ключом к упомянутым выше эскизам к «Заброшенной мельнице» является сравнительно большая сепия «В Крымских горах. Ручей» с сидящей на сломанном суку хищной птицей. Пересыхающий темный ручей образует на переднем плане болотную заводь с выступающими кочками, рельефно прописанными динамичным мазком. Это был как будто тот самый мотив, который заключал в себе тревожное начало какой-то романтической легенды. Нарочитая подчеркнутость этого глухого места с переплетенными деревьями и пересыхающим ручьем связывалась для художника с его замыслами и создавала то необходимое пейзажное окружение, среди которого могла быть естественно вписанной и развалившаяся заброшенная мельница. Приемы изображения данного пейзажа с их повышенной экспрессией наложенных мазков, контрастами света и полной затененности приобретают еще более активную роль в сепии «Заброшенная мельница», очевидно, близкой разработанному пейзажу по времени исполнения.
Еще большей заостренностью изобразительных приемов отмечается другая сепия, несомненно, также связанная с поисками композиционного решения пейзажа с заброшенной мельницей. Контрастами необработанной бумаги и насыщенных цветовых пятен, беглостью разнонаправленных мазков и расплывчатостью очертаний лесного массива создается впечатление подчеркнутой обнаженности самой структуры этого мотива, его почти драматической напряженности. Сохраняя в себе элементы фантазии, романтичности и сказочности, вся эта группа рабочих эскизов, исполненных в сепии, выгодно оттеняет качественные особенности самой картины и подготовительный материал, непосредственно ей предшествовавший.
Наглядным свидетельством продолжавшихся поисков является наличие еще двух работ с тем же сюжетом. Разительно отличные от эскизов, исполненных сепией, они вносят уже нечто новое в само развитие замысла. Их сближает между собой ясность поставленной художником цели, одинаково необходимой в начале работы над картиной, - ее композицией и колоритом.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru